КОНТРАКТ ИСТЁК – ПОРА ДОМОЙ

В мире набирает обороты международная кампания по обеспечению смен моряков, попавших под ограничения на транзит в связи с пандемией COVID-19.

И вот на днях, в порту Калининград, инспекция ITF, совместно с морскими властями, вытащила моряка из затянувшегося рейса и помогла ему вернуться домой, на Украину.

Дело было на судне “CORONA” (IMO 9169342, MHL), судовладелец “A.M.Nomikos Transworld Maritime Agencies S.A.”, который и в мирное время не баловал регулярной заменой.

История развивалась в течение двух недель с момента обращения моряка в инспекцию МФТ. К жалобе моряк приложил два контракта. Первый, продолжительностью «шесть плюс один», до мая этого года и второй, вступивший в силу следом, ещё на «четыре плюс один», до октября.
Получается, что человек, рассчитывавший работать на борту не более семи месяцев, получил «приговор» сроком на одиннадцать! И, конечно, всё обосновывается внезапными событиями, вирусом и закрытием аэропортов. Но, перед принудительным заключением второго контракта, судно всё ещё работало в Европе. Получается, что моряка можно было сменить до отхода судна в Южную Америку, замечательно укладываясь в указанный в контракте гибкий интервал «плюс/минус один месяц».

Инспекция ITF, ссылаясь на положение MLC-2006 и выступая в качестве представителя моряка, обратилась к Капитану порта и в группу Парижского Меморандума. Судовладелец тут же получил предварительное уведомление и не особо удивился плачевным для него итогам инспекции портконтроля.

Смысл официального уведомления в том, что, если моряк не будет сменён в Калининграде, судно задержат. И весьма примечательно официальное разъяснение: ссылка в трудовом контракте на интервал «плюс один месяц» должна работать не в пользу судовладельца, а в пользу моряка. То есть, контракт не резиновый и не гнётся в сторону увеличения. Значит, моряк должен получить замену в пределах этого периода и не выше, и не дальше.

Если же случился катаклизм, и судно попало в изоляцию, то любое разрешение на продление трудового договора должно быть согласовано с властями «государства флага судна». После чего, и не раньше, требуется добровольное согласие моряка. Лишь после завершения этой процедуры наступает юридически правильное продление контракта.


Как видим, на судне “Corona” ничего подобного не было. Судовладелец до упора использовал моряков в Европе, потом свернул в Бразилию, а потом взял их за шиворот и ткнул в продлённый договор. Такое продление признано неправомерным.

По итогам расследования и инспекции, наш моряк уже приехал домой – кстати, спасибо ему, что он поблагодарил всех, кто ему помог.

Скажем, что за скобками, осталась деятельность двух морских агентств (“Trans-Agro” Ltd, г. Калининград и “STAFF Management”, г. Калининграл), обеспечивших консультации, согласование с властями и беспрепятственный транзит.

Другим эффектом инспекции ITF в Калининграде стало то, что следующая смена девяти членов экипажа с «Короны» планируется в следующем порту.

Вадим Мамонтов