Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

Какие рекомендации вы можете дать по заключению индивидуального контракта?


Допустим, контракт заключается с судовладельцем (прямой вариант). 
 
Согласно ст. 15 Кодекса законодательства о труде РФ (КЗоТ), это соглашение между работником, с одной стороны, и предприятием-работодателем с другой. 
 
Требуйте конкретного указания в контракте, четкого и однозначного определения: 
кто является предприятием-работодателем? 
С кем вы заключили контракт? Если подписантом является капитан, неразборчиво поставивший "закорючку", то у вас нет договора, который можно представить в суде. Ведь неизвестно, кто будет отвечать за неисполнение обязательств перед вами, вашими семьями. Капитан, который не имея доверенности подписал контракт? Он не ответчик, он лишь превысил свои полномочия.

Поэтому с той, "другой стороны", должно быть четко указано следующее: 
 
  • наименование предприятия; 
  • юридический и фактический адрес; 
  • фамилия должностного лица, представляющего предприятие; 
  • документ, на основании которого указанное лицо уполномочено представлять предприятие при заключении контракта, (например, доверенность). 

Это немного, но это главнейшее. 
Если же вышеуказанные сведения составляют "коммерческую тайну", контракт заключать не надо. 
Подчеркиваем, это основное требование при заключении контракта с судовладельцем (например, в лице директора судокомпании). 
 
2. Если контракт заключается с агентством по найму (вариант посредника). 
 
Во-первых, такая фирма должна иметь лицензию Федеральной Миграционной Службы РФ (ФМС РФ). 
Во-вторых, фирма обязана ознакомить каждого обратившегося к ее услугам с "Положением о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границу" от 08.03.1993 г. №109 
Справки на сей счет, а также какие-либо дополнительные сведения можно навести в Калининградском отделении ФМС РФ по телефонам: 43-23-80, 43-42-31 у ответственных лиц. 
 
Следует помнить, что по "Положению", запрещены какие-либо отчисления от зарплаты трудоустроенных за рубеж, запрещена какая-либо предоплата (за содействие в трудоустройстве) до заключения контракта с иностранным работодателем. 
Агентства часто уверяют, что контракт будет заключаться "на борту и за рубежом". 
В этом случае требуйте ознакомления с основными условиями контракта здесь, в России. 
 
И заранее поинтересуйтесь: 
 
  • наименованием и местонахождением предприятия; 
  • названием и флагом судна; 
  • фамилией и полномочиями того, кто будет заключать с вами трудовой контракт. 
     
Четыре важнейших условия контракта 
 
1. Место работы моряка (Компания - См. выше, судно, флаг) 
2. Судовая должность, 
3. Условия оплаты труда (размер оплаты, надбавки, компенсации и сроки выплат). 
4. Срок действия контракта. 
 
Моряк, запомни! Один экземпляр контракта, заверенного подписями сторон, должен быть у тебя! 
Никакие дополнительные "положения" или "уточнения" к контракту не являются частью его, если не имеют заверения и оформления обеими сторонами! 
 
Судовладельцы предпочитают вообще не указывать зарплату в контракте, ссылаясь на "типовое положение об оплате", действующее в компании. Они не любят указывать конкретную продолжительность рейса, мол, замена будет "по усмотрению компании". И они. же просто обожают навьючивать на вас дополнительные обязанности без дополнительной оплаты. 
 
Не будь лохом, помни четыре условия!