Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

КТО И КАК СПАСАЕТ В МОРЕ?

Помимо бытовых случаев с задержкой, невыплатой заработной платы или каких-либо других нарушений условий труда моряков в нашей практике встречаются трагические случаи. 
Не секрет, что работа в море связана с высоким риском для здоровья и жизни. А в случаях, когда что-то случается, появляется риск, связанный с невозможностью быстро и эффективно оказать медицинскую помощь, так как судно находится в открытом море, в котором может ещё и шторм бушевать. 
Тем не менее, на борту каждого судна должен находиться человек, обладающий основными медицинскими знаниями (КТМС 2006 Стандарт А 4.1, Конвенция ПНВД 1978). 
В торговом флоте, где численность экипажа небольшая, примерно двадцать человек на больших судах и с десяток на небольших, чаще всего эта функция возложена на старшего помощника капитана. 
На рыболовном секторе (Конвенция №188 ст.29-30), к примеру, под флагом РФ где экипажи по тридцать-шестьдесят моряков должен находиться медработник, а также специальные медицинские помещения (п.2.10 "Санитарные правила для морских судов СССР" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 21.12.1982 N 2641-82)).

Что уж говорить о пассажирских судах... 
Однако, врач или фельдшер никогда не смогут заменить госпиталь, так как любой врач — это узкоспециализированный работник, а болезни и травмы не всегда носят определённый характер. 
Нередки случаи травм, где необходимо неотложное хирургическое вмешательство, либо обострение аппендицита, которое предугадать нельзя, и операция должна быть сделана в срочном порядке. 
Весьма нередки случаи инфарктов или других острых сердечных заболеваний. А ведь инфаркт – коварная вещь: человеку внезапно стало плохо, он отлежался, вроде бы стало получше, дальше пошел работать. Опять стало плохо. Умер. Определить по внешним признакам инфаркт не всегда возможно, зато его видно на электрокардиограмме. И при своевременном лечении, человеку можно не просто спасти жизнь, но и продлить её на долгие годы. 
Даже судовой врач в таких ситуациях не всегда способен помочь. Причиной могут служить разные факторы. Например, отсутствие нужных лекарств, аппарата ЭКГ, или судовой врач не может расшифровать электрокардиограмму, потому что он не кардиолог. 
Тем не менее на борту должны быть номера телефонов для круглосуточной экстренной связи со службами, которые дадут рекомендации в любой ситуации, если врач либо лицо, ответственное за медицинскую помощь не знают, что предпринять. Также на борт для экстренной госпитализации может быть вызван вертолёт или быстроходный катер. Но это опять же передача информации на словах, плюс время до госпитализации (п. 4 d) Стандарт А 4.1 КТМС 2006). 
Такая служба экстренных консультаций есть и в России. Например, в Калининграде при областной больнице круглосуточно работает Морская Авиация. 
Но ещё в нашем городе имеется медицинская организация, которая по своим внутренним стандартам значительно превосходит указанную ранее возможность помощи судовым врачам.
В давно известной калининградским морякам и рыбакам "Хорошей поликлинике", где они проходят медкомиссию, имеется морская секция. Она же сотрудничает с крупнейшими рыбодобывающими компаниями Калининграда, обеспечивая их суда высококлассными специалистами. В основном суда этих компаний ходят под Российским флагом.
Эта организация не только сертифицирует своих судовых врачей и медицинские помещения на судах по стандартам, превышающим государственные, но и помогает своим докторам в рейсе, консультируя по телефону, а также по любым другим видам связи. В случае необходимости, созывается консилиум, анализируются распечатки диагностических приборов, и судовой врач получает информацию и указания к действию. Также, все судовые врачи и фельдшеры «Хорошей поликлиники» умеют расшифровывать электрокардиограмму и перед каждым рейсом проходят внутреннее подтверждение квалификации.
С остальными компаниями всё иначе. И проблема эта не только по вине компаний, а, скорее из-за несовершенства законодательства.
На некоторые суда врачи нанимаются самими судовладельцами. Однако такой способ недопустим, ведь если сотрудники оказывают медицинские услуги, значит у предприятия должна быть лицензия на оказание таких услуг. Разумеется, судовые компании не клиники и таких лицензий у них нет. Иногда судовладельцы прибегают к помощи аутсорсинга, но и там, как правило, не всё чисто и гладко. Бывает, что по документам всё хорошо, а в случае наступления какой-либо ответственности компания умоет руки и концов не сыщешь.
Есть ещё и ситуация, когда суда под флагом РФ базируются в иностранных портах, отдалённых от России, к примеру, в порту Лас-Пальмас и не имеют возможности зайти в российский порт. Врач, работающий на судне, не будет иметь лицензию, так как чиновник из лицензионной палаты не имеет полномочий находиться за пределами РФ для проверки таких судов, даже за счёт компании.     
Но, пожалуй, самые странные вещи происходят, если российские врачи работают на судах под «удобными флагами». Там для трудоустройства нужен только диплом, который может быть куплен сорок лет назад где-нибудь в Узбекистане. А в случае допущения врачебной ошибки, обвинять такого лекаря придется только через прокурора государства флага судна. Вдобавок для работы врачом под «удобными флагами» совсем не обязательно каждые пять лет проходить повышение квалификации и подтверждать медицинский диплом, как это необходимо в России.

И, напоследок, стоит обратить внимание, что в случаях смерти моряка от сердечного заболевания, в ряде случаев, даже не выплачивается компенсация, так такая смерть квалифицируется как естественная, то есть в которой нет вины судовладельца. Такой подход страховых компаний к ситуации не всегда оправдан, но это уже другая история.
Поэтому мы снова рекомендуем морякам и рыбакам, собирающимся идти в рейс от иностранного судовладельца в поиске длинного рубля, обратить внимание и на эту, к сожалению, нередкую проблему.

А судовладельцам советуем быть предельно внимательными к медицинскому аспекту на своих судах.   

Дзендзелюк Пётр, юридический отдел КРО РПСМ

 

04.09.2018