Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

У РЫБАКА – СВОЯ ЗВЕЗДА

Противоречивые сведения поступают с борта БАТМ “Tukula” (IMO 8038182, флаг Samoa), застрявшего в Уолфиш-Бей, Намибия.

Как известно, неделю назад экипаж в составе 36-ти граждан РФ воззвал к российским СМИ с жалобой на стихийно возникшую несправедливость. Точнее, народ, обитавший на борту с января сего года, момента постановки судна в ремонт, заявил, что не получает зарплату именно с того момента, перспектив для себя не видит и хочет вернуться домой.

Работодателем является намибийская компания “Brandberg Namibia Investments Co (Pty) Ltd.”, за которой маячит тень бизнеса из России. Законодательство на борту намибийское, условия контракта – соответствующей юрисдикции.

Наши СМИ, почему-то, возбудились, но дальше выяснения «а сколько на судне крымчан?» или там жителей Таганрога не продвинулись.

Хотя события развивались так.

Рыбаков посетили сотрудники консульства РФ и выяснив, что судовладелец не отказался от своих обязательств (об этом речь ниже), и не бросил работников на произвол, тоже быстро успокоились.

И самое интересное! Мы говорили, что, если моряки, граждане РФ – хоть и под инофлагом - оказались в иностранном порту без средств на возвращение, имеют безусловное право на билет за счет государства РФ. Это чистая правда. Вытекающая из международных обязательств нашего государства, согласно Международной Конвенции «О труде в морском судоходстве» (MLC-2006). И обеспеченная государственным финансированием консульских служб МИД РФ по целевому назначению «обеспечение репатриации моряков, граждан РФ».

Однако на рыбаков, граждан РФ, попавших в сходную ситуацию, международные обязательства РФ и государственное финансирование не распространяются. Они могут лишь ссылаться на Постановление Правительства РФ №370 от 31.05.2010 «О помощи гражданам РФ за границей», относящееся ко всем гражданам РФ, которые оказались на территории иностранного государства в подобном бедственном положении. Но! В Постановлении сказано, что государство может обеспечить возвращение лишь в том случае, если обстоятельства угрожают жизни потерпевшего.

А если не угрожают, то звони родственникам или кредиторам, а МИД РФ не напрягай.

Примерно такой ответ получил экипаж от консульства РФ в Намибии.

И это не хорошо и не плохо. Это медицинский факт: рыбаки, граждане РФ по сравнению с моряками находятся за рамками международных прав, обусловленных Конвенцией.

Консульские работники сухо обобщили параметры, в которых обитает экипаж: воды на борту - на месяц, еды – на две недели, свет есть, гальюны работают, насчет билетов пишите родственникам.

Неугомонные рыбаки всё равно отправили очередное послание всем людям дорой воли.  А ещё раньше, при содействии Калининградской организации РПСМ, обратились в «Морскую Миссию» в  Уолфиш-Бей и подписали доверенность адвокату, обещавшему арестовать судно буквально на днях.

На этом фоне калининградский крюинг, нанимавший часть экипажа, уверяет, что судовладелец не отказывается от своих обязательств по зарплате и репатриации (в смысле, не отказывается на словах). Мол, компания “Brandberg” тоже попала, когда не получила квоту на вылов в водах Намибии, ну и посыпалась: долги по судоремонту, поставкам, бункерам, а тут ещё и гастарбайтеры из РФ. По словам крюинга, который ссылается на слова судовладельца, в конце мая траулер перейдёт к новому владельцу, за счет чего всем будет хорошо, и граждане РФ вернутся домой.

Вот такая на текущий момент фактура.

Интересно, что Уолфиш-Бей плавно превращается в отстойную гавань проблемных рыбаков. И сегодня там, помимо горемычной «Тукулы», базируется траулер «Galileo» (IMO 8721088, BLZ).

А прежде он был “Sheriff”, с владивостокским экипажем на борту взывал из тех мест за помощью в получении зарплаты. Теперь у него судовладелец вроде бы другой, но не менее проблемный – “Pescatlant” (статья на наше сайте "Резиновый народ, резиновый контракт" ).

Кстати, на днях сюда подошёл ещё и “Veracruz” (IMO 7508300, flag Comoros Islands), (статья на нашем сайте «Балтрайон – новая столица нечестных крюингов»)   .

Прямо какой-то фестиваль наблюдается. Ответить на вопрос «кто виноват?» будет сложно. Потому что у рыбаков с «Tukula» добротные и тщательно прописанные, с точностью до отдельно взятого пая, контракты. Думается, какие-то хорошие бумажки были и на “Galileo”, и на том же “Veracruz”.

Вероятно, рыбацкому народу перед рейсами следует гуглить, гуглить и ещё раз гуглить своих работодателей. Они, как выяснилось, отнюдь не моряки в смысле обеспечения международными правами.

Конечно, лучший вариант в таком случае – это свой профсоюз. Или хотя бы консультации с тем профсоюзом, куда они, в случае чего, привыкли обращаться.   

© Вадим Мамонтов

 

17.04.2018