Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

КАК УЖИТЬСЯ В ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМ ЭКИПАЖЕ?

Порой люди, трудившиеся только в российских экипажах, полагают, что международная команда – это немцы, голландцы, шведы и норвежцы. В девяностые годы прошлого века так и было. Русские моряки стали вытеснять специалистов из Западной и Северной Европы. Причина тогдашнего выбора работодателей в пользу соотечественников банальна: оптимальное “соотношение цена-качество”. Наши моряки демонстрировали отличные знания и высокий профессионализм, при этом стоимость их работы была ниже, чем у европейских коллег.

Российские матросы, электрики и механики заключали контракты с западными компаниями, приходя на суда, где в большинстве случаев присутствовали и местные специалисты. Так и сложилось устойчивое мнение, что интернациональный коллектив сплошь состоит из потомков викингов и голландских мореходов. Но это осталось в прошлом.

Сейчас перед нами встреча Востока с Западом – азиаты заменяют славянских моряков. И на рядовых должностях, и не только на них – в смешанных экипажах немало азиатских штурманов, старших механиков, вторых помощников и старпомов. Теперь вполне распространена такая ситуация, когда на корабле один российский моряк, а остальные… Кто они?


Типичные национальности в международных командах 

Филиппинцы

Если вы будете работать в интернациональных экипажах, то почти наверняка встретитесь с ними. Филиппины с каждым годом все больше заявляют о себе в мировом флоте. Они готовят специалистов по всем направлениям и в большом количестве. Эти люди выросли на островах, море для них – родная стихия.

Наши моряки дружно отмечают такие важнейшие преимущества филиппинских матросов, как исполнительность и свободное владение английским языком. К минусам относят то, что скорее является разницей культур.

Например, если филиппинцу велеть покрасить любую поверхность, он сделает ровно то, что сказали. То есть будет красить, даже когда проступает соль и ржавчина, не подумав, что нужно предварительно зачистить место для покраски. Эти люди не делают ничего сверх положенного, они не дополняют приказы своими измышлениями. Распоряжения им нужно отдавать детально – тогда все будет отлично!

Если у вас все же возникли трудности в общении с филиппинскими моряками, вычисляйте их лидера – такой человек будет всегда. Филиппинцам не свойственна обособленность, индивидуальность, они собираются в группы под чьим-либо предводительством. В дальнейшем все вопросы решайте через главного моряка в их сообществе.

Индусы

Они создают на корабле свою маленькую Индию – с кастовой системой отношений. Важно понимать – это не армейская субординация. Моряк может занимать равную должность с коллегами, но его будут воспринимать как вышестоящего. Разобраться в индийской картине мира непросто, но основные критерии, по которым вас оценивают: раса, образование, уровень дохода.

Забудьте о западной толерантности – индийская культура не воспринимает понятие «равенство». Его для индусов просто не существует. Каждый находится на своей социальной ступеньке, и таких ступеней тысячи. Причем плавного перехода в восприятии персоны нет: если вы занимаете чуть более высокую позицию, согласно их взглядам, к вам относятся как к господину.

Индусская команда приносит с собой и традиции национального быта. Их родина шумная, яркая и… местами антисанитарная, поэтому руководству необходимо тщательно следить, чтобы индийские моряки постоянно соблюдали чистоту и порядок.

Ну а если вам попался повар-индус, будьте готовы к почти ежедневному рису, который подается отдельно, и острым, сильно пахнущим блюдам – индийцы жить не могут без специй.

Китайцы

О трудолюбии китайцев ходят легенды, однако необходимо сделать важное замечание: они хорошо трудятся тогда, когда их грамотно контролируют. Китайские матросы уважают жестких руководителей, не пускающих дела на самотек. Их работу необходимо постоянно проверять. Примите во внимание, что, если половину рейса результаты проверок были отличными, это не значит, что можно ослабить контроль. Как только вы это сделаете – с высокой вероятностью быстро получите угрозу аварийных ситуаций.

В понимании китайских моряков, контроль – забота вышестоящего руководства. Это прямое следствие их культуры: в миллиардном Китае ценность одной личности веками подвергалась сомнению. Значение имел только коллектив, которым управлял начальник. И сейчас китайский матрос твердо уверен, что от него ничего не зависит. Вся ответственность за происходящее на судне – на специалистах из ТОП-4: капитане, старпоме, втором помощнике и старшем механике. А с него – какой спрос!

Помимо представителей вышеперечисленных национальностей, на флоте сейчас работает много граждан Таиланда, Мьянмы и Кирибати, а также африканцев.

Как наладить понимание? 

Опытные моряки, обсуждая недостатки друг друга, особо подчеркивают три главных беды: леность, тягу к спиртному и непрофессионализм. У каждой национальности есть представители, которые имеют такие проблемы, и тем самым вредят всему экипажу.

Если вы хотите, чтобы вас уважали в международной команде, необходимо как минимум разбираться в своем деле, жестко контролировать употребление алкоголя в часы отдыха и демонстрировать трудолюбие. Этого достаточно, чтобы удачно влиться в любой коллектив.

Открытость к общению

Старайтесь постоянно разговаривать на английском языке. Да, у многих наших моряков уровень лингвистических знаний оставляет желать лучшего. Но те, кто старается объясниться, несмотря на ограниченный лексический запас, к концу рейса достигают вполне достойного уровня общения. Да и ничто не мешает вам как следует подготовиться к рейсу, взять уроки английского – они очень пригодятся в международном экипаже.

Активно общайтесь! Не стесняйтесь переспросить либо изъясниться жестами. Особенно важно идти на контакт с командой, если вы единственный русскоязычный моряк на судне. Так вы избежите опасности быть отшельником до конца рейса.

Готовность к трудным экскурсам в историю

А вы знаете, что десятки российских моряков на полном серьезе высказывают претензии филиппинцам по поводу убийства Магеллана представителями их нации в 1521 году? Возможно, и вы столкнетесь с чем-то подобным. В истории каждого государства есть факты, которыми нельзя гордиться. Да, вы тут ни при чем, но неприятные вопросы «почему» и «за что» могут быть заданы именно вам.

Помогает в таких ситуациях полный самоконтроль, способность не поддаваться на провокации и знание мировой истории. Вы не способны изменить прошлое своей страны, но всегда можете найти неоднозначные фрагменты в истории родины вашего оппонента. Один-один!

Несмотря на все трудности, работа в смешанном коллективе – это всегда плюс. Она принесет вам больше денег, опыта, знаний, чем труд в привычных российских экипажах. Кроме того, бывалые моряки подчеркивают ещё и такой плюс: разница в культурах становится препятствием к установлению слишком панибратских отношений. В интернациональных командах меньше сплетен, интриг и манипуляций.

Пусть первый рейс в международном экипаже станет для вас мощным катализатором профессионального роста!

По материалам информационного портала Crew-man.com

 

05.08.2019