Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ЭКИПАЖ ТРАУЛЕРА «МАРШАЛ ВАСИЛЕВСКИЙ» ПОЧТИ ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ.

В этом сообщении приходится походя исправлять некоторые новости некоторых СМИ по теме «Экипаж месяц стоит в Исландии в ожидании зарплаты».
 
    Итак. Во-первых, траулер под флагом РФ с экипажем в 72 человека на борту в Исландии никогда не был. «Василевский» с 7 на 8 ноября зашел на рейд порта Торсхаффен, Фарерские острова. А до этого рыбаки обратились в профсоюз с требованием, о содержании которого мы уже сообщали ранее.
 
    В период с 8 по 19 ноября соглашение об удовлетворении требований рыбаков было достигнуто. И уже вчера, и позавчера 42 члена экипажа (те, кто подписал обращение в профсоюз), получив расчет на борту, вернулась домой, к месту найма (Калининград-Архангельск). Это значит, что ребята получили всю причитающуюся им инвалюту (суточные-премиальные-стивидорные), в общем выражении примерно 80% заработка за рейс, а остальную часть заработка судовладелец гарантировал перечислить им на расчетные счета «в течение 10-ти дней , после предоставления капитаном отчета за рейс».
 
То есть, и это во-вторых, нам приходится опровергать сообщение «рыбаки месяц ожидали зарплату в Исландии». Причем некоторые СМИ намекали и насчет феномена «кинутых-брошенных». Поясняем, что согласно критериям Международной Организации Труда (МОТ-ILO), моряки считаются брошенными при наличии следующих признаков:
 
1 . Судовладелец неизвестен, на связь с экипажем не выходит.
 
2. Судно не обеспечивается, экипаж не снабжается.
 
3. Договорные обязательства судовладельца в отношении экипажа не определены, не исполняются как в отношении зарплаты, так и в отношении репатриации.
 
В случае с «Маршалом Василевским» ничего подобного не было.
 
В ходе наших переговоров с судовладельцем часть требований экипажа была признана необоснованной. Например, люди сомневались насчет расценок за рыбу, хотя «Положение об условиях оплаты на борту» было и на борту, и в ссылке каждого индивидуального контракта, имевшегося у каждого из рыбаков. В свою очередь, судовладелец почему-то не согласовал рейсовое задание для судна со сроками действия индивидуальных контрактов. Отсюда и проблема, когда народ требует расчета и возвращения, ссылаясь на своё право, а судовладелец недоумевает, почему производственный план надо сворачивать раньше намеченного.
 
В этот небольшой костер свою порцию горючего плеснули некоторые банки-склянки, внезапно установившие какой-то лимит на снятие средств, необходимых производству. Наложилась волна финансового кризиса, захлестнувшего Исландию, и т.д. и т.п. Вдобавок система выплаты заработка работникам рыбообрабатывающих предприятий, да к тому же имеющих юрисдикцию РФ – это не система зарплаты моряков транспортного флота, да еще и под флагом удобным.
 
Расценки на хвост и чешую известны заранее, однако бухгалтерия за рейс закрывается лишь по истечению периода, который в одних компаниях составляет месяц, а в других – чуть ли не квартал. И в этом отношении рыболовная отрасль РФ до сих пор не имеет четко оговоренных обязательств работодателя перед работниками.
 
Поэтому в нашем случае рыбаки действительно получили всё, на что имели право. Оставшаяся часть экипажа будет возвращаться домой (разумеется, с расчетом) по мере сдачи дел экипажу сменному.
 
Вместе с тем, точку в деле мы поставим лишь после окончательного расчета судовладельца с экипажем.
 
Вадим Мамонтов.
 

20.11.2008