Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

«БЛОКИРУЮЩИЙ СТАТУС» ИРАНА МАЛО ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ СУДОХОДСТВА, ПРЕДУПРЕЖДАЮТ ЭКСПЕРТЫ

Евросоюз предложил разрешить европейским компаниям продолжить торговлю с Ираном, представленную в свете страховых и банковских ограничений Вашингтона неэффективной.

Сейчас судовладельцы Европы, по официальной версии, пользуются полной юридической защитой для продолжения торговых отношений с Ираном, вопреки обновлённым санкциям США. Тем не менее, ограничения Вашингтона в области страхования и финансирования торговли на практике признают их бесполезность, предупредили юристы.  Большинство контейнеровозов уже находится за пределами иранского рынка, а значит, внимание отрасли будет сосредоточено на том, какие последствия будет иметь этот скандал для танкерных операторов, которые в сутки транспортируют свыше 2 млн баррелей иранской сырой нефти.  Согласно аналитическим данным «Lloyd's List Intelligence», на текущий момент иранская нефть находится на борту 36 танкеров.  Среди них 11 крупнотоннажных танкеров, направляющихся в Китай. По сообщениям, Китай отклонил требования о сокращении таких импортных поставок. Три месяца назад США впервые опубликовали уведомление о выходе из Ядерной сделки 2015 года, что означает возвращение к санкциям, предшествующим Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД).

Теоретически судовладельцы не из Соединённых Штатов свободны пренебречь любыми требованиями США, но, на самом деле, судоходство — это бизнес, в котором по-прежнему доминирует доллар. Зависимость от морского страхования и перестрахования США, а также нежелание банков получать судебные санкции за содействие торговле с Ираном, означает, что многие крупные компании, специализирующиеся на контейнерных перевозках, просто им подчиняются.  «Maersk» и «CMA CGM» вышли из фидерных перевозок, а «MSC» покинула их, как и в Джебель-Али, прибегнув к помощи судов сторонних компаний. «В условиях санкций,  появившихся после СВПД,  два главных средства  устрашения для  торговли  заключались: в контроле  со стороны западных участников, в том числе  банков;  и непосредственно связанной с ним неспособности финансирования торговли  даже  при наличии коммерческой  и правовой возможности»,  -  сказал Колин Грэм (Colin Graham), партнёр «Watson, Farley & Williams». «В перспективе оба фактора могут ударить по судоходству». Однако в случае Ирана, контейнеры — это, по сути, прикрытие, и именно танкеры образуют настоящую судоходную активность.  Согласно сведениям «LLI», в преддверии даты окончания выполнения ранее согласованных договоров, действующих до 5 ноября, перевозки продолжаются на Острове Харк и в других точках Ирана. Суть вопроса в том, кто из операторов решит продолжить перевозки после названной даты.  «National Iranian Tanker Company» почти со 100%-ной уверенностью продолжит содействовать экспортным потокам. Ряд государственных и полугосударственных компаний  также могли бы последовать этому примеру, особенно, если бы правительства их стран вступили с США в переговоры об освобождении от обязательств,  и/или вместо коммерческого страхования  обеспечили бы их   страховым  покрытием.  Марк Черч (Mark Church), директор по вопросам фрахтования, демереджа и защиты в «North P&I Club» отметил, что независимо от того, покрыт ли страховкой груз, их страхование зависит от каждой конкретной ситуации. «Если бы соглашение, которое сейчас реализуется, существовало раньше, а его реализация должна быть завершена к окончанию срока его действия, тогда судовладельцу, возможно, было бы удобно совершить этот рейс», - сказал он. «Однако я полагаю, что им хотелось бы получить рекомендацию о том, стоит ли это делать». Тем не менее, даже если рейс не противоречит закону, собственники должны быть уверены, что они получат деньги, особенно, если они связаны с США, добавил Черч.

Между тем, Брюссель, при полной поддержке Соединённого Королевства, дал ответ на обновлённые санкции, пообещав защитить европейские компании, ведущие с Ираном законную коммерческую деятельность. Уже вступила в силу обновлённая версия так называемого «блокирующего статуса», принятого в 1996 году с целью освободить европейские предприятия от штрафных санкций США по торговле с Кубой, Ливией и Ираном. Первоначально данная мера создала условия для наложения штрафов в отношении компаний, следующих санкциям США. В итоге, как предполагается, США ответили частичным снятием санкций. На практике же, например, европейские компании, которые хотят инвестировать в Кубу, могут это сделать. Однако жёсткая линия, с подстрекательскими твитами господина Трампа, даёт чётко понять, что он не в настроении идти на компромисс. Найджел Кашнер (Nigel Kushner), главный исполнительный директор лондонской юридической фирмы «W Legal», также являющийся экспертом по иранским санкциям, сказал: «По сути США говорят, что остальные страны мира могут, конечно, торговать с Ираном, однако рискуют быть отрезанными от финансовой системы США. Соединённые Штаты говорят: “выбирайте: или мы, или они”». Ранее санкции с относительной терпимостью и расширением законной торговли по-прежнему действовали, но рынок страхования и морских перевозок охватил страх, продолжил Кашнер. «Евросоюз вселяет уверенность, но, в конечном счёте, международный бизнес вряд ли будет рисковать и навлекать на себя ярость США». Как отметил Черч, блокирующий статус был единственным и очевидным оружием США, и Евросоюз должен был попытаться противостоять американским санкциям, однако неясно, добьются ли они успеха в защите компаний Евросоюза и изменят ли США свою позицию.  «Господин Трамп в Твиттере заявил, что если вы торгуете с Ираном, то вы не торгуете с США. Он не может написать точнее, что санкции будут введены, и введены неукоснительно». Другой партнёр «Watson, Farley & Williams» Джереми Робинсон (Jeremy Robinson) отметил, что блокирующий статус, по большому счёту, является скорее приёмом ведения переговоров, а не правовым инструментом. Тем не менее, обязательство не следовать санкциям США создаёт среди судовладельцев значительную неопределённость и вызывает сомнение, что юридическое обязательство Евросоюза будет реализовано на практике.

Автор: Дэвид Ослер (David Osler)
По материалам Информационного бюллетеня ЦИА РПСМ (г.Новороссийск) и 
Lloydslist.com 

29.08.2018