Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ПРОБЕЛ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНЕ – И МОРЯК НА МЕЛИ

На снимке: рабочий момент совещания. Представитель КРО РПСМ Пётр Дзендзелюк комментирует Стандарт КТМС о крюингах 

14 сентября в Новороссийске завершилось двухдневное совещание, на котором были рассмотрены такие темы, как социальные программы для моряков, заключение коллективных договоров, привлечение моряков в профсоюз. Также были рассмотрены вопросы базовой оплаты труда моряков и поправок к КТМС (Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве).

На совещании присутствовали представители региональных и первичных профсоюзных организаций РПСМ. Встреча прошла при поддержке Международной организации труда (МОТ). По итогам встречи был принят проект резолюции.

Несмотря на обширный объём вопросов, рассмотренных в ходе встречи, хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые в настоящее время наиболее актуальны.

Нормами КТМС предусмотрено понятие базовой оплаты труда (basic wage) - это оплата за нормальную продолжительность рабочего времени моряка. Здесь не учитывается сверхурочная работа и какие-либо премиальные выплаты. Однако в российском законодательстве понятие как таковой базовой оплаты отсутствует.

И этот факт ведёт за собой несколько весьма серьёзных, негативных для моряка моментов. Паритетной комиссией в Рекомендации № 187 МОТ установлена базовая оплата труда для матроса 1-го класса в размере 614 долларов США (примерно 34 000 рублей). Это - максимально возможная минимальная оплата труда за нормальную продолжительность рабочего времени, то есть - месячная зарплата матроса при 40 часовой рабочей неделе, в которой он работал 5 дней по 8 часов, без учета овертайма и бонусов.

Бывали случаи, когда в европейских портах, инспектор ITF, проверяющий зашедшие в порт суда под флагом РФ, сталкивался с фактом демпинга: в трудовых договорах моряков была указана общая заработная плата в размере 620 - 680 долларов США, что является прямым несоответствием стандартам МОТ. Потому что в общую зарплату, кроме базовой ставки, входят разные надбавки, оплата переработки и так далее. По своей сути базовая зарплата - она же “basic” («бэйсик») – это оклад. Но тут тоже не всё так просто. Потому что помимо оклада, basic должен включать в себя ещё несколько видов выплат, а именно - выплаты за особые условия работы, оплата за совмещение профессий, оплата за работу в ночное время, за вредные условия труда, суточные и тому подобное.

Это значит, что определить юридически или установить факт о том, что соблюдается руководящий принцип КТМС касаемо базовой оплаты труда или нет (что будет являться социальным демпингом) из российского трудового договора моряка не представляется возможным. Именно по этой причине на инофлажных и российских судах, при одной и той же позиции в штатном расписании, разница зарплаты в два, а то и в три раза.

Вторая не менее актуальная проблема – это полумеры государства в отношении соблюдения норм КТМС, касающиеся поправок разделов о финансовых гарантиях от судовладельцев по репатриации моряков (Правило А 2.5, Стандарт А 2.5.2), а также о компенсациях морякам, связанных с заболеваниями, полученными на борту, травмами на борту, долгосрочной потерей трудоспособности или смерти (Правило А 4.2, Стандарт А 4.2.1).  

Эти поправки обязывают судовладельца страховать экипаж от вышеуказанных проблем и подтверждать страховку размещением страховых полисов на информационной доске судна. Однако, ввиду того, что данные нормы не конкретизированы, то и страховые полисы, висящие на Доске информации, также являются формальными. Поэтому при наступлении страхового случая судовладелец и страховая компания могут с лёгкостью уйти от ответственности, размер которой также не регламентирован нормативными актами. То есть всё, что сделано в связи с введением данных поправок - это вывешивание ничем не обеспеченных бумажек на судне. Такие прецеденты уже случились.

А государство никак не реагирует: нет ни механизмов контроля, ни системы наказания.

Более того, довольно серьёзная проблема возникла ещё в одном обеспечивающем правовые гарантии моряков аспекте КТМС - Правило А 1.4, Стандарт А 1.4. Нормы данного стандарта обязывают агентства по найму, то есть крюинги, установить систему защиты по обязательствам судовладельца перед моряками в соответствии с их трудовым договором. Другими словами, крюинги должны, также, как и судовладелец, страховать или иным аналогичным способом защищать моряков. Но про это в 90 % крюингах даже не слышали. А всё потому, что государство не установило механизмы надлежащего правового обеспечения по соблюдению требований КТМС.

И, к сожалению, порядка не появится до тех пор, пока этот механизм будет не только обозначен в законодательстве, но и органы исполнительной власти не начнут его исполнять должным образом. 

Пётр Дзендзелюк
Юридический отдел КРО РПСМ.

19.09.2017