Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ФЛАГ МОЛДОВЫ – СУПЕР-УДОБНЫЙ (MDA – FLAG IS SUPER-CONVINIENT)

Этот забавный режим регистрации  создавался с целью  поддержания в эксплуатации судов стран Евросоюза,  металлолома, по которому  плачут на разделочных заводах Индии. 

 

фото с сайта www.greenpeace.com

И хотя  в Азии эти суда ждут, плавстарье все еще  работает  в Европе (точнее, в Средиземном море), и приносит прибыль судовладельцу за счет экипажа - моряков.

И вот вам пример

Сухогруз "Дана"_(IMO 7310973), старый, как советский танк, зарегистрирован в оффшорке острова Мен, плавает под указанным символом соответствующей государственности и управляется из самого Санкт-Петербурга, Россия, от лица Акционерного Общества “Frim” (директор Елесин Александр).

   Т/х «Дана» бороздит просторы Средиземноморья, иногда выбирается в Северную Европу и, при заходе в Калининград, нарывается на неприятности. Дважды в Калининградскую инспекцию МФТ обращался экипаж этого судна: в июле  2011 года, когда три моряка лишь после жалобы (after claim) получили  8,6 тыс. USD, и в ноябре того же года, когда еще три при аналогичных обстоятельствах получили 6,5 тыс. USD.

   И всякий раз при расчете с экипажем молдавский судовладелец с острова Мен с  питерской пропиской обвиняет экипаж в алкоголизме, неумеренном потреблении продовольствия и низкой морской культуре. Впрочем, никакими документами это не подтверждается. А вскоре судно – металлолом и вовсе исчезло из поля зрения.

   На днях мы получили весточку. Узнали, что АО “Firm” снова слегка разбогатело  за счет моряка, на сей раз, капитана судна, который был списан в порту Средиземноморья без расчета и пожаловался в Калининград. Прибыль мистера Елесина на сей раз составила примерно 6 тыс. USD, недоплаченных капитану без объяснения причин.

   И теперь на связь судно, приписанное к каким-то Гургулештам,  не выходит, и крутится где-то в районе Мальты. Если кто найдет возможность посетить это плавстарье, то  передавайте привет мистеру Елесину от примерно десяти моряков, также оставшихся без зарплаты.

©2013 Мамонтов В.В.

 

В порядке бонуса – читайте статью

МОЛДОВА: «КЛАДБИЩЕ» МОРСКИХ СУДОВ В ЕВРОПЕ.

Из 169 кораблей, зарегистрированных под флагом Республики Молдова, лишь одно моложе 20 лет. За последние три года как минимум 22 торговых суда были зарегистрированы под флагом Республики Молдова, для того чтобы уже вскоре быть демонтированными в Турции, Индии или Бангладеш. ( По нашим данным, регистр Молдовы насчитывет 200 судов, 3 судна моложе 20 лет (96 и 97 г.п.) флаг на Молдову сменило в 2012 году 62 судна. Из них 5 – российских и 12 судов – украинских судовладельцев.  На слом в 2012 году отправлено 23 судна под флагом Молдовы. А.Агеев)  Только в 2012 году десять кораблей под молдавским флагом были «отправлены на смерть».

www.demotix.comСудовладельцы предпочитают регистрировать свои суда под флагом нашей страны, перед тем как сдать их на металлолом, для того, чтобы обойти строгие правила Европейского Союза или страны происхождения и уплатить меньше сборов. Летом этого года судно «Deycan» (1977 года постройки) сменило флаг Словакии на флаг Республики Молдова, чтобы отправиться в свой последний путь на одно из корабельных кладбищ с дурной славой в индийский порт Аланг. Судовладелец, украинская компания (Argo Maritime Ltd – А. Агеев), продал судно на металлолом по цене $ 510 за тонну, выручив в общей сложности около $23,8 млн. Республика Молдова выиграла от этой «сделки» около 50 тыс. леев, которые составила плата за регистрацию и снятие с учета судна «Deycan» из Государственного судового реестра. (Во-первых, это было в 2011 году. А во-вторых, у авторов абсолютно плохо со знаниями в судоходстве и математикой. К примеру, украинский балкер “Dobrush” под молдавским флагом дедвейтом 28136 тонн, проданный на слом в 2012 г имеет всего 7911 ldt ( ldt – «лёгкая тонна», грубо  говоря – вес металла судна ), за которую и платится верфями плавающие 510 долларов. Умножьте и получите. Украинский сухогруз “Mikhail I”, флаг-Молдова, бывший «Михаил Исаковский» дедвейтом 6100 тонн продан в 2012 году на слом в Турцию за 948 700 долларов.  За бывший танкер Совкомфлота “Tromso Trader”дедвейтом 154970 т ( ldt – 20191 т) греческий владелец выручил – 10,297 млн.долларов. А у балкера «Deycan» дедвейт 15202 тонн. Чтобы получить за него 23.8 млн. долларов, надо чтобы он был дедвейтом более 200000 тонн, и то не факт Подробности смотрите в приложении “Statistics 2012” – А. Агеев)

Если бы корабль остался под флагом Словакии, судовладелец заплатил бы гораздо более высокие налоги. Более того, он был бы вынужден соблюдать положения «Зеленой карты» о лучшей практике демонтажа судов. Это целый свод норм и рекомендаций для судов, плавающих под флагом стран-членов Европейского Союза или являющихся собственностью физических или юридических лиц ЕС. Суда, выведенные из пользования, считаются опасными отходами по причине содержащихся в них веществ. В соответствии с требованиями Евросоюза, до вывода из эксплуатации суда должны быть обеззаражены или предварительно очищены таким образом, чтобы не считаться опасными отходами. Государства-члены ЕС обязаны уважать и выполнять правила Сообщества по перевозке отходов, в том числе так называемый «Базель запрет» на экспорт опасных отходов. Таким образом, утилизация судна является роскошью по сравнению с его регистрацией под флагом какой-нибудь страны, не входящей в ЕС, как, например, Республика Молдова. За последние три года, согласно сообщениям французской организации «Робин-де-Буа», компании из Греции, Румынии, Великобритании, Болгарии (страны-члены ЕС), а также из Украины, России, Турции, Израиля и т. д. сделали выбор в пользу флага Молдовы, чтобы уже вскоре отправить свои суда на «смертную казнь». Возраст судов, проданных на металлолом, варьирует в пределах от 30 до 40 лет. В странах Евросоюза и многих других государствах такие «старые» суда никогда бы не зарегистрировали. В Молдове, однако, никаких возрастных ограничений по их регистрации не существует. Кристин Боссард, эксперт французской организации «Робин-де-Буа», заявила, что ЕС через «Зеленую карту» о лучшей практике демонтажа судов предлагает предотвращение злоупотреблений в процессе вывода судна из эксплуатации.
― Благожелательность судовладельцев Евросоюза имеет пределы. Часто старые суда, подлежащие выводу из эксплуатации, перепродаются компании-посреднику, находящейся за пределами ЕС, или же судовладельцы меняют флаг. Практика смены флага для последнего путешествия судна позволяет владельцу сэкономить значительные финансовые ресурсы, относящиеся к навигационным сертификатам, к регистрации прав, зарплате экипажа и т. д. Юридические фирмы по всему миру предлагают судовладельцам исключительные экономические условия перерегистрации судов. В топе предпочтений находятся флаги таких государств, как Тувалу, Сент-Киттс и Невис, Того. В последнее время этот список пополнила и Молдова, ― сообщает Кристин Боссард.
Как создавался «молдавский флот».

Первый кирпич в строительстве морского флота Республики Молдова был заложен в июле 2003 года. Парламент, по предложению правительства, внес ряд изменений и дополнений в Кодекс торгового мореплавания, предоставив, тем самым, право плавания под флагом Республики Молдова и судам, принадлежащим зарубежным физическим и юридическим лицам. Для поощрения иностранцев плавать под молдавским флагом парламент решил, что «собственники судов и фрахтователи, зарегистрировавшие свои суда в Судовом реестре Молдовы, освобождаются от уплаты налогов и таможенной пошлины согласно действующему законодательству». Инициатива открытия судового реестра в Молдове исходила от Министерства транспорта и связи, возглавляемого в то время Василием Згарданом. В информативной ноте министерства указывается, что «в адрес Республики Молдова получены запросы от ассоциаций судовладельцев Греции, России, Украины касательно регистрации своих судов под флагом РМ». Год спустя Министерство транспорта и связи объявило конкурс по выбору компании, которая будет заниматься регистрацией иностранных судов, плавающих под флагом Молдовы. Итоги конкурса остаются в тайне. Известно лишь, что в итоге ни одна компания не получила право на регистрацию морских судов от имени Республики Молдова. В 2007 году вступило в действие постановление правительства об утверждении правил регистрации морских судов в Республике Молдова. Публичное учреждение «Капитанская служба порта Джурджулешты» ― государственный орган регистрации морских судов – немедленно дало старт процессу регистрации морских плавучих средств. Из «Ноты о результатах проверки процесса исполнения Министерством транспорта и дорожного развития действий, запланированных для реализации Национальной стратегии по предупреждению и борьбе с коррупцией на 2007 год», опубликованной на сайте ЦБЭПК, авторами статьи было обнаружено, что в 2007 году, без официального согласия Министерства транспорта, капитан порта Петр Кодряну смог позволить компании Black Sea Bureau of Shipping работать в качестве заместителя регистратора судов. «Национальное законодательство не предусматривает должности заместителя регистратора. Тем не менее в мае 2007 года турецкая компания уже зарегистрировала речное судно ― факт, подтвержденный денежным переводом на счет публичного учреждения «Капитанская служба порта Джурджулешты». Вместе с тем в том же месяце было зарегистрировано морское судно большой вместительности, в то время как правила регистрации морских судов вступили в силу только 30 июля 2007 года», ― говорится в информационной ноте. Государственная регистрационная палата сообщила, что 23 февраля 2007 года гражданин Джейхун Бадалов зарегистрировал в городе Кантемир предприятие с иностранным капиталом BBS-Black Sea Bureau of Shipping SRL. Компания точь-в-точь «скопировала» название классификационного общества в Турции. Адрес компании находится в здании Районного совета, по улице Трандафирилор, 2. Мы узнали, что данная фирма офис здесь не арендует, что никаких контактных телефонов нет, и что никто понятия не имеет, кто такой гражданин Джейхун Бадалов. «Капитанская служба порта Джурджулешты» ответила нам, что не наделяла функцией заместителя регистратора ни одного экономического агента из Республики Молдова и из-за рубежа. «Попытки получить функции заместителя регистратора со стороны многих экономических агентов из Молдовы и из-за рубежа имели место до создания ПУ «Капитанская служба порта Джурджулешты». (...)

ПУ «Капитанская служба порта Джурджулешты» не давало компании Black Sea Bureau of Shipping никакого разрешения на работу в качестве заместителя регистратора, и от имени компании не были зарегистрированы суда. Информационная записка носит ошибочный характер и не соответствует действительности», ― говорится в ответе учреждения. Петр Кодряну подтвердил, что Black Sea Bureau of Shipping осуществило «денежный перевод» на счет «Капитанской службы порта Джурджулешты» без какого-либо соглашения, подписанного с учреждением, которое он возглавляет. Вскоре деньги были переведены обратно на счет компании. После того как комбинация «провалилась», компания существует лишь на бумаге, числясь в реестре Государственной регистрационной палаты.
Плавающие «старушки».

На 31 мая 2011 года, согласно «Капитанской службе порта Джурджулешты», под молдавским флагом плавали 325 судов, из них 50 ― внутренних водных путей навигации Молдовы, и 275 ― морского судоходства (включая яхты). Сумма доходов, полученных в 2006 году «Капитанской службой порта Джурджулешты» от регистрации судов, составила 75,2 тыс. леев, в 2007 году ― 1474,5 тыс. леев, в 2008-м – 2689 тыс. леев, в 2009-м – 4561,9 тыс. леев, а в 2010 году – 4437,8 тыс. леев. Регистрация судов под флагом Республики Молдова широко разрекламирована на специализированных сайтах. Главное преимущество – низкий сбор за регистрацию, продление или аннулирование регистрации и краткий срок выдачи документов. Еще одно преимущество заключается в том, что Молдова не накладывает возрастных ограничений для регистрации судов. Например, самыми старыми судами, плавающими под молдавским флагом, являются «Cosan-1» (построен в 1960 году), «Feodor» и «Samental А» (построены в 1962 году), «Lady Aziza», «Polaris-1» и «Sprint» (1963 год), «Azzurra», «Lilya Karastoyanova», «Isabella» и «Guniz» (1964 год). Кстати, недавно «Azzurra» изменила свой флаг Сент-Винсент Гренадины на флаг Республики Молдова (sic!). ( Опять много неточностей – самым старым судном под флагом Молдовы является сухогруз “Tighnabruaich1957 г.п., дедвейтом 817 тонн, принадлежащий ливанской Moon Stone Shipping. Буксир «Cosan-1» построен в 1960 г, «Samental А», и «Lady Aziza», проданы на слом в ноябре 2012. «Feodor»  «Lilya Karastoyanova», «Polaris-1» сейчас – “Laggar” и  «Isabella» принадлежат украинцам  – А. Агеев)

 В базе данных Мирового регистра судоходства (WSR) фигурируют 169 судов под флагом Республики Молдова, 27 из которых являются «мертвыми кораблями» ― то есть проданными собственниками на металлолом либо потерпевшими кораблекрушение. Следует отметить, что WSR не содержит данных о спортивных и пассажирских судах, зарегистрированных в Республике Молдова. Отсюда и разница в цифрах, представленных «Капитанской службой» и WSR. Из общего числа судов 25 были в возрасте от 42 до 50 лет, 87 ― в возрасте от 32 до 41, а 53 суда ― в возрасте от 22 до 31 года. Только два морских суда, зарегистрированных под флагом Молдовы, были построены в 1990 году и только один моложе 20 лет (sic!). В погоне за новыми и новыми плавающими «старушками» «Капитанская служба порта Джурджулешты» зарегистрировала суда, не удостоверившись, что владелец перечислил регистрационный сбор. В 2011 году Счетная палата проверила регулярность взимания сборов за регистрацию судов в Государственном судовом реестре. В результате обнаружилось, что из 25 случайно отобранных для проверки зарегистрированных судов «Капитанская служба» в 15 случаях провела регистрацию судов еще до уплаты регистрационных сборов (с опозданием в 2-15 дней). В соответствии с правилами регистрации морских судов в Республике Молдова, регистрация судов осуществляется лишь после оплаты регистрационного сбора. Палата установила, что данное обстоятельство способствовало «как образованию дебиторской задолженности, так и наличию риска неуплаты регистрационных сборов».

Плетущиеся в хвосте.

Уже два года, как Республика Молдова включена в «черный список» Парижского меморандума ― организации, устанавливающей годовой показатель улучшений государства-флага для повышения безопасности на море и улучшения условий жизни и труда на борту судов. Из 84 стран флаг Молдовы занимает 77-е место, соседствуя с такими странами, как Северная Корея, Ливия, Того, Сьерра-Леоне, Черногория, Албания, Камбоджа и др. Согласно обнародованному 30 июня 2011 года докладу Парижского меморандума за 2010 год, в 2008-2010 годах суда, плавающие под флагом Молдовы, были обследованы 461 раз и в 77 случаях были задержаны в портах для устранения неисправностей. Эксперты организации определили, что молдавский «флаг» является низкопроизводительным и с высокой степенью риска. Республика Молдова делегировала полномочия одиннадцати классификационным обществам по предоставлению услуг сертификации соответствия судов положениям международных договоров о морских перевозках, частью которых является и Молдова, выдав соответствующие сертификаты. Согласно докладу Парижского меморандума, три классификационных общества, которые утверждаются нашим государством, являются одними из самых проклинаемых в мире. Речь идет о Bulgarski Koraben Registar и International Register of Shipping, получивших за последние годы «очень плохие» показатели, и Shipping Register of Ukraine, показатели которого отмечены как «плохие». «Капитанская служба порта Джурджулешты» имеет свое объяснение присутствию Молдовы в «черном списке». «Парижский меморандум помимо требований конвенции Международной морской организации изучает суда на предмет их соответствия директивам и правилам Евросоюза, которые являются более жесткими. Парижский меморандум применяет специфические критерии для определения морских судов, подлежащих инспекции, такие как: возраст судна, классификационное общество, под наблюдением которого находится судно, время последнего инспектирования, частота входа в порта Парижского меморандума и т. д. В то же время ЕС имеет более жесткие требования к классификационным обществам, под наблюдением которых плавают суда. По этим причинам суда старшего возраста, находящиеся под надзором классификационных обществ и не являющиеся членами Международной ассоциации классификационных обществ, автоматически подвергаются проверкам. И даже если судно имеет только одно отклонение от положений директив и правил ЕС, оно задерживается до устранения недостатка», ― говорится в ответе «Капитанской службы». По словам Петра Кодряну, практика показывает, что большое число стран, которые предоставляют услуги по регистрации судов под своим флагом, в начале своей деятельности входят в «черный список» Парижского меморандума. «Капитанская служба порта Джурджулешты» ввела ряд мер, направленных на снижение случаев задержания в порту судов под флагом Республики Молдова.

 «Корабли, задержанные более двух раз в год, предупреждаются о возможности отмены регистрации в случае несоблюдения международных требований, а при третьем задержании в порту в течение одного года – исключаются из Государственного судового реестра. Также суда, поступающие на регистрацию, которые в течение одного года имели более двух случаев задержания в порту, не регистрируются в Государственном судовом реестре. Вместе с тем при исполнении Соглашения об ассоциации РМ―ЕС будет применен ряд директив и правил ЕС в области водного транспорта, что существенно сократит число задержаний по Парижскому меморандуму», ― говорится в объяснении Службы. Однако до тех пор Молдова остается в одном ряду с экзотическими странами вроде Тувалу, Сент-Китс и Невис или Того и сохраняет статус «чистилища» для морских судов со всего мира... Какая же тогда польза Молдове от ее флота? Деньги? 4,4 млн. леев в год ― это много или мало относительно «славы», которую имеет наш флот? По этому вопросу есть разные мнения. Мы, в свою очередь, не занимаем ничью сторону.

Авторы - Владимир Тхорик и Думитру Бачу.

pan.md

13.03.2013