Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

АФРИКАНСКИЕ ШАМАНЫ ЗАЩИЩАЮТ СУДОВЛАДЕЛЬЦА С РУБЛЕВКИ?

Рыболовное судно «УМУРГА» (СРТМ-К, флаг РФ, порт приписки Таганрог, IMO 7643928) принадлежит ЗАО «Супер-Атлантик», проживающему по адресу Москва, Рублевское шоссе, 26, строение 1, офис 3.     Телефоны и ФИО ответственных лиц имеются и незамедлительно будут представлены компетентным органам РФ в случае проявления ими хотя бы малейшего интереса к нижеследующей истории.     Весной 2007 года траулер (экипаж в составе одного украинца и 9 граждан РФ) оказался на промысле в Мавритании.     Для справки, место найма рыбаков, уполномоченное агентство, а также содержание их контрактов неизвестно. Хотя по смыслу ясно, что наблюдался бербоут-чартерный вариант: отечественный судовладелец присутствует в качестве мебели, а в роли работодателя выступает иностранное юрлицо. И хорошо, если оффшорное, а не какое-нибудь африканское.
 
Для уточнения по составу экипажа, сообщаем: основным поставщиком рабсилы на борт было мурманское агентство «Норд Плюс», а единственным погорельцем от нашего региона был проживающий в Пионерске Анатолий Путко.   
 
Так вот, промысловая экспедиция, начавшаяся в Мавритании, бесславно закончилась после следующей бункеровки судна при заходе в Дакар. Здесь местные власти обвинили экипаж в продаже судового топлива всем, кому ни попадя. Короче, в контрабанде со всеми вытекающими отсюда последствиями. И судовладелец, кое-что потративший на рейс, промысловую лицензию и злосчастное топливо, истратил еще кое-что, чтобы освободить судно со злополучными работниками. Однако, промысловая лицензия на лов в ЦВА сгорела, и в июле того же года судно оказалось в порту Конакри (Экваториальная Ровно через два месяца, в октябре, рыбаки написали в Посольство заявление с просьбой «верните меня домой», заявив, что не получали зарплату с момента найма на судно (может, потому и солярку продавали). Интересно, что находившийся на борту представитель судовладельца некто И.А.Крылов тут же прибыл в Посольство и полностью признал «личную ответственность за судьбу экипажа», раздав кучу обещаний, от зарплаты до авиабилетов.     
     
Тем временем пароход стоял без движения, а экипаж натурально сходил с ума от безденежья и безделья. Цитируем сообщение зам.директора Консульского департамента МИД РФ: «Сотрудники Посольства регулярно посещают судно, констатируя нахождение представителя судовладельца и капитана в состоянии алкогольного опьянения. Речь их бессвязна и нелогична, поведение неадекватно».     
     
Неадекватный судовладелец в конце концов достал экипаж, и с его подачи, в марте 2008 года сначала попал в полицию, а потом и в тюрьму. Здесь он опасно заболел, но «благодаря личной встрече посла с министром юстиции и контактам с рядом министерств и ведомств Гвинеи» получил освобождение и улетел куда-то в сторону Рублевки.
 
В апреле экипаж нашел себе какого-то адвоката. По нашему мнению, такового рыбакам подогнал один гвинейский предприниматель, решивший оттяпать суденышко у другого, в свою очередь, имевшего бизнес с российским партнером.     
Вроде бы, какой-то суд вынес решение в пользу моряков, причем признал в качестве их работодателя совсем не российское предприятие, а гражданина своей страны, некоего Иссиага Бангоера (Issiaga Bangoura). Также, вроде бы, состоялось решение об обязанности гвинейского работодателя выплатить каждому из пострадавших российских работников по 22 000 долларов.
 
(Мы ж говорили, что экипаж, если и имел контракты, то на условиях бербоут-чартера. Между тем, такая практика трудовых отношений между российскими юрлицами, гражданами РФ с участием иностранного посредника-фрахтователя давно признана незаконной).
 
Неизвестно, был ли суд и какой именно, потому что об этом не сообщают даже сотрудники Посольства РФ в Гвинее. Они сообщали лишь одно: «Рыбаки продолжают ожидать некоего решения местного суда, в соответствие с которым, по их мнению, судно должно быть продано в целях погашения задолженности по зарплате».     
 
Известно лишь, что с момента отбытия судовладельца в Россию события развивались быстро и интересно. Экипаж остался без снабжения и потихоньку стал разбегаться в разные стороны. А в октябре на судне появился мистер Бангоера с солдатами и полицией и просто согнал российских рыбаков с судна под флагом РФ.
     
Две недели экипаж жил в микроавтобусе, припаркованном на территории порта. И лишь теперь, по сообщению Посольства, дипломаты оказали материальное содействие 6-ти членам экипажа в возвращении домой. Еще трое, включая гражданина России, проживавшего в Белоруссии В.Тимощеню, «несмотря на готовность Посольства оплатить авиабилеты, категорически отказывались возвращаться, надеясь на получение своей зарплаты».
 
Закончилось это так.
 
Через две недели В. Тимощеня умер, и в настоящее время МИД РФ изыскивает средства для транспортировки его тела родственникам, в республику Беларусь.    
Через две недели, в начале ноября, А.Путко вернулся в Калининградскую область за счет Государства Российского.
Примерно в то же время И.Ульянков, житель Мурманской области, по сообщению дипломатов, самостоятельно трудоустроился в республике Экваториальная Гвинея. На пару с Андреем Василенко, гражданином республики Украина.
 
Вот такие у нас факты.
 
ВЕРНЕМСЯ К НАШИМ БАРАНАМ.
 
Перед нами – региональный выпуск «Комсомольской правды». Заметка под названием «Нашего моряка погубили африканские шаманы?» с подзаголовком «Валерий Тимощеня покончил жизнь самоубийством в далекой Гвинее» и с концовкой: «рыбаки еще надеются, что справедливость восторжествует».
     
Из заметки следует, что – «местный представитель судовладельца неоднократно привозил на борт тамошних шаманов, так называемых марабу. Они сыпали песок и проводили другие обряды. И это, наверное, сказалось, Валера вдруг стал говорить: «Я должен это сделать» и признавался, что в видениях к нему приходят колдуны и приказывают убить себя. И я тоже стал как-то нехорошо себя чувствовать» (записал корреспондент Игорь Орехов со слов Анатолия Путко).
 
Интересно, на какое торжество справедливости могут надеяться такие люди? И какое право ссылаться на «справедливость» имеется у СМИ, которые вместо простейшего просвещения и пропаганды элементарных прав глушат затурканное население разными бреднями? Типа «пришли шаманы-марабу, сыпят песок на ходу...»  Лучше приберегите свою мистику для своих спонсоров. 
 
А в жизни суровой происходят вещи вполне реальные. И там, в октябре и в Гвинее на борт поднялся реальный собственник судна с бумажкой, подтверждающей его полномочия. Имея решение суда, он пинками согнал работяг, изначально не имевших никаких бумажек и, значит, никаких прав.    И марабу ясно, что с самого начала у ребят не было никаких контрактов. Кроме того, они ни с кем на сей счет не советовались. Они никого ни о чем нигде не спрашивали. И они до сих пор не могут подтвердить свои финансовые претензии. Ничем.
 
Отдельный вопрос – к Государству Российскому в лице его МИД РФ. Если из 9-ти членов экипажа, имеющих наше гражданство, МИД оплатил репатриацию лишь в отношении одного (в размере 1,5 тыс.долларов), то экономия составляет как раз ту сумму, какую сегодня МИД РФ изыскивает с целью доставки тела умершего гражданина России в Могилевскую губернию к месту проживания жены.     Вот и Калининградское представительство МИД РФ подтверждает: «Предположительно расходы составляют больше 10 тыс. долларов. Для наших загранпредставительств такие расходы бюджетом просто не предусмотрены. По сложившейся практике платят или родственники покойного или его работодатели».
 
Ну так и обяжите работодателя с помощью хотя бы одной из наших прокуратур (транспортной, региональной или генеральной) исполнить то, что требует законодательство флага РФ! Заставьте поработать Гострудинспекцию и Федеральную миграционную службу МВД РФ: последняя уполномочена государством контролировать найм и трудоустройство граждан РФ за границу и наделена правом обращения в суд, даже если не имеется заявления от потерпевшего. Господа из Министерства иностранных дел, обратите внимание ФСБ на весьма интересный факт перехода судна из-под флага РФ в собственность какого-то рублевско-гвинейского совместного предприятия. А то непонятно, на какую-такую сложившуюся практику вы ссылаетесь.
 
Мы же ссылаемся на сложившуюся Конституцию РФ, где сказано: «Россия – социальное государство», а не яхт-клуб для избранных. В сложившейся практике оно любит в основном тех, кто, потратившись на покупку яхты из расчета «1 погонный метр - 1 миллион долларов», получает из госбюджета еще миллионов 500 USD.
Однако соблюдайте хотя бы элементарные приличия. Хотя бы изобразите это самое социальное государство. Ведь теоретически, по Конституции, оно должно любить своих граждан хотя бы по минимуму.
 
Не смогли защитить, так хотя б похороните.
 

20.11.2008