Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

AIS СКРЫВАЕТ СЛЕДЫ

Эксперты «Lloyd's List Intelligence» решили разъяснить, что такое автоматическая  идентификационная система  (АИС/AIS) - что в ней такое есть, а что ей приписывают, и способна ли она представлять полную и надежную картину о мировом перемещении судов.
Недавние сообщения в СМИ подогрели страхи о том, что для сокрытия  преступной и террористической деятельности  суда «уходят в тень»,  однако газетные заголовки  говорят о недопонимании самой сути  АИС и пределах её возможностей.
Согласно базе данных Lloyd's List, 3869 судов  совершили 24868  заходов в порты/страны, которые  были одобрены за последние 12 месяцев. Такая  информация  доступна  только  через провайдеров морских данных, которые, помимо технологии АИС, используют другие источники отслеживания. Процесс получения всесторонней информации о перемещении судна и  извлечение  достоверных сведений крайне сложен и зависит от разнообразных специальных  знаний. Деятельность этих 3869 судов, возможно, была законной, а возможно и нет, но поспешность с выводами - опасный путь, который, вне контекста и осмысления всех сложностей  технологии АИС, потерпит неудачу.

Ниже  предлагаем подробно рассмотреть, что же такое,  на самом деле АИС (AIS).

1. Есть мнение, что АИС была разработана для контроля за местоположением судов.
Первоначально АИС была создана не для передачи данных о местоположении торговых судов, а для  повышения  морской безопасности. Система позволила судам наблюдать за позицией и направлением  движения других судов, находящихся в непосредственной близости от них, но без предоставления  общей картины о перемещении судов.
Коммерческое  внедрение и превращение данной технологии в товар произошло буквально в последние 10 лет.

2. Некоторые считают, что АИС, это - то же самое, что и GPS.
Система глобального позиционирования (GPS) отличается от АИС. Несмотря  на то, что для определения  широты/долготы и метки времени на борту судов должны находиться GPS-приёмники, вся эта информация   собирается и передаётся системой АИС через УКВ-радиоволны вместе с множеством других фрагментов  данных, как например, скорость относительно дна, курс относительно дна, осадка и пункт назначения. GPS отслеживается специальными группами GPS-спутников, которые могут работать в любых погодных условиях и любой точке мира, тогда как АИС подвержена колебаниям уровням эффективности.

3. Мнение, что АИС может обнаружить  любое судно где угодно не совсем верно.
АИС действует на УКВ-радиоволнах, переходящих в прямые линии. Расстояние  передачи для УКВ-радиоволн почти соответствует пределам прямой видимости - примерно 20-30 миль от наземных приёмников, расположенных на возвышениях. Кроме того, они ограничены кривизной земной поверхности. На УКВ-радиоволны также могут повлиять атмосферные условия и суша, что ведёт к колебаниям  в  дальности действия   сигнала и досягаемости наземных приёмников.

4. Может показаться, что  добавление АИС-спутника  даст возможность постоянно  видеть все суда.
Это не совсем так. АИС-спутник, конечно, улучшает работу наземных АИС. Но в силу особенности спутниковых орбит и их траекторий, приёмники АИС-спутников не способны принимать сообщения от системы  чаще, чем наземные ресиверы, находящиеся в стационарном положении. Обнаруженные с помощью спутника данные АИС дают ценную, но далеко полную информацию о местоположении судна, чего не скажешь  о наземных приёмниках.

5.  Считается, что АИС безошибочно показывает одно судно с одним сигналом.
Сигналы судовой АИС определяются номером ИМПС (Идентификатором морской подвижной службы). Номер ИМПС обычно выдается в рамках разрешения на радиовещание судовой станции, как правило, вместе с международным радиопозывным сигналом. Если судно меняет флаг, ему выдается новый номер ИМПС, в то время как номера ИМО уникальны и принадлежат только одному судну. Некоторые флаги  повторно используют  и перераспределяют номера ИМПС, а это часто ведёт к появлению нескольких сотен судов с одинаковым номером ИМПС. То есть, судно может появиться в двух местах одновременно. Такую ситуацию называют «спуфингом» или «подменой».
У поставщиков высококачественных систем по отслеживанию местоположения судов есть специальные группы, которые занимаются отслеживанием таких данных, чтобы свести к минимуму ложную  информацию.

 6. Имеется предположение, что сеть АИС 100%-но и постоянно охватывает весь мировой флот.
Действительно, приёмники АИС и приёмопередатчики - это технические составляющие  оборудования, которые  образуют сеть. Но, по своей природе, они подвержены техническим неисправностям и сбоям. Ни один  поставщик морских данных не может обеспечить постоянно-действующую сеть АИС.

Трудность ещё состоит в том, что в виду некоторых геополитических вопросов, в определённых регионах не представляется возможным размещение  наземных приёмников. Провайдеры систем контроля местоположения судов в таких районах не могут гарантировать, что ресивер был размещён здесь на законных основаниях или   то, он останется в онлайн режиме на длительный срок. Тем более, что некоторые страны попросту блокируют передачи АИС.

7. Что такое «уход в тень» в системе АИС?
«Уход в тень» не обязательно говорит о том, что судно пытается нарушить закон и в ручном режиме преднамеренно   отключило судовой приёмопередатчик АИС.
«Уход в тень» может означать, что судно перемещалось за пределами дальности обнаружения АИС, либо вошло в зону, где сигнал сложно обнаружить. Судно должно рассматриваться в контексте коммерческой деятельности, в которую оно включено. К примеру, изменило ли судно обычную траекторию движения? Его действия  отличаются от действия других судов такого же типа? Есть  ли признаки, указывающие  на  то, что компании, владеющие  и управляющие  судном,  ранее имели историю незаконной деятельности?

8. Может показаться, что АИС  отражает местоположение судна в данный момент.
Это не совсем верно.
В целом, разумеется, АИС - прекрасный индикатор. Тем не менее, когда система была впервые представлена, при незначительном сдвиге от действительного положения судна, постоянно наблюдались ошибки при калибровке. Сейчас такая ситуация встречается всё реже, но всегда будет наблюдаться небольшое количество судов, которые целенаправленно, через спуфинг или ошибку, покажут свою позицию за сотни миль от фактического нахождения.

9. Кстати, АИС не всегда предоставляет достоверную информацию о грузе и осадке судна.
Действительно, системе АИС доступна некоторая дополнительная информация. Но, во-первых, не всегда в сведениях АИС содержатся подобные данные, а показатели данных о грузе неполные. Во-вторых, обычно дополнительная информация вносится экипажем с помощью клавиатуры, по способы ввода текста на старом мобильном телефоне. Информация  полезна лишь в качестве дополнительной, при обращении к ней, нужно помнить источник и способ ввода.

10. И последнее. АИС – далеко не единственный способ следить за перемещениями мирового флота.
Во избежание зависимости от данных АИС,  информация о судозаходах и отправлениях из портов может быть доступна, например, через портовых агентов. Поскольку при выходе из порта, агенты  извещаются о следующем пункте назначения судна. Поскольку информация предоставляется непосредственно в службу капитана порта, то переданные сведения о местоположении  зачастую намного точнее,  чем те же  данные, но  внесенные в систему АИС.

Зачастую данные о пунктах назначения в АИС, представленные экипажем, содержат ошибки или вообще не разглашают настоящий пункт назначения. Для решения этого вопроса, «Lloyd's List Intelligence» также собирает у портовых агентов информацию о судах, которые, по их ожиданиям, должны зайти в гавань. Цель – предоставить как можно более полную и точную информацию.

Человеческий разум единственный способ подвергнуть проверке сведения АИС о дислокации судов и пункте их направления.

С целью углубленного  изучения контроля за  движением судов и содействия в понимании условий рынка  и технической составляющей, «Lloyd's List Intelligence» на протяжении многих лет сотрудничает с международными торговыми организациями и правительствами. Клиенты обращаются к «LLI», потому что  они осознают  ограниченные возможности АИС, и им   требуются более надёжная информация.

По материалам Информационного Бюллетеня  ЦИА РПСМ и «Lloydslist.com»

04.04.2017