Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

Халява.

Есть у ХАЛЯВЫ и иная порочная сторона. ХАЛЯВА порождает вялого, сонного, ленивого, дрянного человека. А с такими людьми поступают так, как они того заслуживают: лень обуяла отстаивать свои интересы – получи бесправие. Если ты не желаешь защищать свои права, значит они тебе просто не нужны. Мы уже второй десяток лет живем в пореформенной капиталистической России, а менталитет и рассуждения остались у нас просоветские. Мы так же, как и в эпоху социалистических преобразований, все надежды возлагаем на Государство, на его заботу о нас и о нашей судьбе, и забываем, что сегодня не те времена, не те цели у нашего Государства. Сегодня никто не снимет с должности министра внутренних дел, не зашлет в места не столь отдаленные ФСБэшных чиновников за то, что в течение каких-то двух недель в авиакатастрофах, при взрыве в московском метро, при захвате школы в осетинском городке Беслан от рук обнаглевших бандитов погибло несколько сот простых мирных граждан. И коль скоро, Государство не способно (или просто не желает?) защищать своих граждан от преступных действий вооруженных бандитов, стоит ли уверовать, что это Государство будет защищать нас от не менее преступных действий современных российских работодателей, бесцеремонно использующих принудительный труд рабочих ради собственного обогащения.

Впрочем, уже многие из нас начинают понимать это, перестав лелеять надежду на нового, заботящегося о своих гражданах, барина. Новый барин уже более четырех лет у власти, а проблемы не только не уменьшились, но и усугубились. Правда, от простого обывательского понимания до активной самозащиты еще очень далеко, когда в нас укрепился дух ХАЛЯВЫ. Формы проявления халявы в нашем обществе весьма разнообразны. Мы же остановимся на двух из них. За чужой спиной «Семнадцатого августа десятки тысяч человек вышли на улицы Германии в знак протеста против проводимых коалицией Герхарда Шредера социальных преобразований. Только в Магдебурге – одном из крупных городов востока страны – в манифестации приняли участие 15 тысяч человек. В Лейпциге на улицы вышли 25 тысяч человек». «Второго июля около 40 тысяч рабочих южнокорейской автомобилестроительной компании Hundai Motor Co приступили к забастовке, требуя повышения заработной платы на 10,48% и направления на премиальные выплаты не менее 30% чистой прибыли компании». «Около 10 тыс. работников немецкого концерна Siemens вышли в пятницу 17 июня на демонстрации, протестуя против планов компании перенести некоторые производственные мощности за рубеж, чтобы снизить трудовые расходы. Протесты работников прошли во всех крупных городах, где расположены заводы Siemens». «Двадцать шестого мая текущего года в Колумбии начали забастовку 16--- работников банановых плантаций против попыток работодателей ввести субконтракты и сезонную занятость на плантациях.

Бастующие одержали убедительную победу: новый коллективный договор кроме основных требований бастующих предусматривает также 8-процентное повышение заработной платы в течение первого года и индексацию по итогам инфляции во второй год». Вот лишь несколько примеров того, как там, за рубежом, простой рабочий человек отстаивает свои права. Обратите внимание на цифры: десятки тысяч человек; 40 тысяч рабочих; 10 тысяч работников; 16 тысяч работников плантаций. А теперь мы приведем несколько примеров того, насколько «активны» наши моряки и рыбаки. Из совсем свежей информации. На т/х «Пырный», находящемся в Японии, только 8 человек из 16-ти решились на объявление забастовки в защиту своих прав. Из совсем недавней, о которой мы уже писали в одном из своих номеров. От берегов Чили обратились 54 члена экипажа МКРТ «Сотрудничество» с тем, чтобы помочь им вернуться на Родину. Всего членов экипажа 80 человек. В 2001 году на “Millenium Scorpio”, находящемся в то время в Литве, 8 членов экипажа из 28-ми вступили в противоборство с работодателем. Плавбаза «Советское Заполярье». Из 420 находящихся на борту судна членов экипажа, решились на активные действия при поддержке РПСМ 158 человек. А вспомним «прославившийся» танкер «Аргунь», когда экипаж не один год был заблокирован в порту Кейптаун. И даже в такой ситуации, когда не было ни денег, ни надлежащих условий для проживания, только 9 моряков осмелились заявить о своих правах быть Человеком. Сей список можно продолжить и далее. И это лишь небольшой перечень тех экипажей, кто хоть как-то решил бороться за свои права. А ведь за этими примерами стоят и те экипажи судов, кто месяцами ждут милостыни от работодателя, боясь, или не желая пойти супротив «хозяина». Надеюсь, комментировать столь прискорбные факты нет особой необходимости. Соотношение количества рабочих, выступающих за свои права за рубежом и в нашей стране, говорит о многом без всяких комментариев. И после этого мы удивляемся, почему ТАМ живут лучше, чем ЗДЕСЬ! Впрочем, аморальность подобной халявщины даже не в том, что кто-то борется, а кто-то молчит. Вся дрянность сей ситуации в другом: положительным результатом всей Борьбы пользуются не те, кто рисковал собой, а халявщики. Как сказал один из членов экипажа «Millenium Scorpio», возвращаясь домой: «Вы бегали, суетились, а получили зарплату –то все!».

Одним словом, ХАЛЯВА! «Кидалы» Вряд ли нашим современникам стоит объяснять, кто такие есть «кидалы» в криминальном мире. НО, оказывется, есть они и в нашей мирской жизни. Взять, к примеру, старый, но весьма показательный случай с плавбазой «Советское заполярье». Дело было в 1996 году. Работники этой плавбазы, не будучи членами профсоюза РПСМ, обратились с мольбой о помощи: выбить с работодателя долгт по заработной плате. Профком мог бы с чистой совестью отказать этой просьбе, так как первый долг профсоюза – помогать своим членам, т.е. тем, кто поддерживает профсоюз и морально, и материально. И, по большому счету, профком был бы прав, отказав экипажу ПБ «Советское Заполярье», так как не мог он расходовать средства членов профсоюза на помощь тем, кто в этот профсоюз не входил. Однако, когда речь заходит о бедственном положении не одного, не двух и даже не десятка человек, а 480–ти , отказать очень трудно. Завязавшаяся борьба с работодателем длилась целых полгода. За это время в профсоюз вступили 158 человек из 480-ти, клятвенно пообещав исполнить свой долг и заплатить профсоюзные взносы сразу после получения заработной платы. Свежо предание. В те далекие годы наши профсоюзники были наивными мальчишками, верящими на слово простому рыбаку. Увы! Долги выбили для всего экипажа, все 480 человек получили полностью все, что заработали. В профкоме появилось только 15 человек! Остальные растворились на просторах нашей Родины, наскоро забыв про свои слезы и обещания. Совсем недавно из Пуссана пришла мольба об оказании помощи экипажу БАТМ «Камчатка». Двадцать один человек без лишних слов сразу же вступили в профсоюз (из восьмидесяти членов экипажа). Но пробыли они членами профсоюза только до тех пор, пока не получили всех долгов по заработной плате. Как только их карманы наполнились купюрами, добытыми профсоюзом, наши рыбаки забыли о том, что такое есть порядочность и слово порядочного человека. По настоящее время ни один из двадцати так в профкоме и не появился. Похожая история произошла с экипажем т/х «Фокс», где из пятнадцати членов экипажа восемь человек решили вступить в профсоюз, когда им перестали платить заработную плату. Но после всех выплат ни один в офисе профкома так и не появился. Достаточно характерна для наших халявщиков и история с экипажем МРКТ «Сотрудничество». Чтобы оказать помощь рыбакам в возврате домой, профкому пришлось поднять на ноги всех, вплоть до международного отдела РПСМ и ITF. Заработала громадная машина морских профсоюзов. И это при том, что ни один из обратившихся не являлся членом профсоюза. Дело было сделано. Рыбаков пристроили на попутное судно, идущее к родным берегам. А в это самое время в офисе профкома не прекращались телефонные звонки жен наших рыбаков.

И звонки, надо сказать, требовательные и не допускающие какого-либо возражения. Создавалось впечатление, что мужья этих женщин десятки лет добросовестно состояли членами нашего профсоюза и с такой же добросовестностью уплачивали членские взносы, что они имели достаточно прав требовать от профсоюза скорейшего возврата домой их мужей. Каких усилий стоило, чтобы не послать этих женщин туда, откуда возвращали их мужей. Но вскоре все стихло. Это был явный признак того, что все мужья вернули в объятия своих супруг. Но почему-то они забыли об истинных спасителях, о профсоюзе. Хотя, десять человек все-таки почили своим присутствием наши кабинеты. А причина на то была настолько банальна: оказывается после выплаты заработной платы, работодатель вычел с них какие-то штрафные санкции. Не будь этих штрафов хозяина, вряд ли и эта десятка появилась на Тигровой, 24.

Перепечатка из газеты «Морские вести ДВ, Владивосток» №7 (34) сентябрь 2004г.

 

05.10.2004