Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ИЗ КОЛЫМСКОГО БЕЛОГО АДА - В ЕВРОПУ

Ровно год, и даже больше, литовская компания “Arctic Fishing” использует (как выражаются некоторые, «юзает») российских гастарбайтеров на трех траулерах под флагом Литвы и на одном транспорте под удобным флагом. Суда промышляют в водах Норвегии, выловом краба, что, по тамошним правилам, не требует квот или лицензий: халява, плиз. Однако и при таком раскладе «рашен-гастарбайтеры» завалили жалобами Союз Моряков Литвы, СМЛ, единственную, как выяснилось, организацию, обеспечившую юридическую помощь в получении зарплаты, обеспечении продовольственного снабжения и возвращении части экипажа домой, в Россию, на Камчатку.

Кстати, именно оттуда, начиная с «корякской автономии», и растут ноги этого бизнес-проекта, столь диковинного для литовских судовладельцев.

Ведь они не вписывают в контракты «работник обязуется укреплять имидж работодателя на рынке», не требует работать бесплатно (с конкретизацией, какой именно период) и не кидают без обеспечения больничным пособием или без возможности компенсации  по увечью. Так что в случае с “Arctic Fishing” что-то слышится родное в долгой песне про гастарбайтеров.

Вот и послушаем.

«Juros Vilkas» (IMO 7814632, флаг Литвы), браконьер с российским стажем. 

Прошлой осенью, когда пограничники РФ прихватили в Баренцевом море траулер  «Juros Vilkas», по-нашему,  «Морской Волк» (IMO 7814632, флаг Литвы), в Министерстве сельского хозяйства Литвы обиделись и стали шить властям РФ политику. Мол, налицо – месть за принципиальную позицию, причем здесь траулер-краболов, на один час пересекший границу между Норвегией и РФ.

Свободу литовским рыбакам!

Пограничники всё же впаяли судовладельцу штраф на 70 тыс. евро. Одновременно выяснилось, что в составе экипажа из 27 человек собственно «литовцев» (в значении – граждане Литвы) только трое. Остальные – граждане РФ – причем работают они под флагом одного из государств Евросоюза нелегально. Без уплаты взносов за работников в  Службу социального страхования: и в таком случае они остаются без медицинской страховки, больничного и прочего. Без согласования с миграционной службой: и тогда правило «две трети экипажа на судне под флагом Евросоюза должны быть из страны Евросоюза» нарушается, государственный флаг становится похожим на удобный. И без согласования с госинспекцией по труду, с потерей рабочих мест и с привлечением рабсилы по демпингу с контрактами чудными и экзотическими.

Так получилось, что Профсоюз Моряков Литвы уже знал, с кем имеет дело. Совпало, что перед набегом в воды РФ, экипажи флотилии жаловались в ITF-МФТ (и частью вернулись домой).

Выяснилось, что фирма-судовладелец «Arctic Fishing», хоть и зарегистрирована в Литве, (имея ген.директора, тоже гражданина Литвы, Г. Груздиса), но на самом деле принадлежит гражданину РФ Александру Юрьевичу Силагину, проживающему в США.

"Краба к обеду в меру бери, Краб - драгоценность, им не сори!"

Ну, а кто же на Дальнем Востоке не знает бывшего представителя Министерства рыбного хозяйства СССР в порту Сиэтл, США? Человека, в эпоху перестройки стоявшего у руля «совместного экономического использования рыбы и краба под разными флагами, от Камчатки до Сахалина? Тогда и попали в Охотское море краболовы, переделанные из судов-трубоукладчиков. Тот же прихваченный лишь теперь «Juros Vilkas» носит четвертое по счету название - после «Ольского рыбака» и «Саяны» - когда суденышко под видом промысла сельди тырило краба в Охотском море.

Его нынешние соплаватели “Karalius” (IMO 7917733, LTU) и “Zalgiris” (IMO 8016433, LTU) были его подельниками и тогда. Соответственно, «Король» был под флагом РФ «Гидрографом» и «Бристолем», «Жальгирис» - нашим «Капитаном Басовым» и прочая, и прочая. Регистрировались всякий раз по индивидуальному предприятию, после банкротства (бегства с кассой под мышкой) переходили к другому подельнику, но из бизнеса не выходили.

Стоят  у стенки наши браконьеры.

Потому и масштабы содеянного, как говорится, внушают.

Видимый показатель, это десятки открытых и безрезультатно закрытых  уголовных дел по расхищению, разграблению, причинению экономического ущерба и другому бла-бла-бла.

Например, в этих масштабах многотомного «Дела об исчезновении камчатского краба», дело Аркадия Гонтмахера, одного из флотоводцев, извлеченного за ушко, да на солнышко, кажется лишь страничкой. И даже эта персона,  мелкая сошка всё равно не стала стрелочником или козлом отпущения. Получается, за зря невинного человека сцапали в Мариотт-отеле,  Москва, в 2007 году в ходе совместной операции правоохранительных органов РФ и США. И за зря еще три года держали взаперти что-то пытаясь выяснить. Зачем-то шили, с одной стороны, организацию хищения краба в фантастическом объеме, а со стороны другой - обвинили в нелегальном сбыте этого сырья на рынке США.

Сумма сделки, по версии совместного следствия, была «эбаут» полмиллиарда долларов США. Процесс громыхал года четыре, однако  факты не подтвердились и А. Гонтмахера отпустили в Сиэтл, США, город хлебный.

Это, пожалуй, единственное место в Америке, где в аэропорту сообщения дублируются на русском языке. Наши заработали, одна деревня «русских рыбопромышленников» там чего стоит.

На другом же конце «внешнеэкономической экспансии» рыбы и крабов РФ, Японских островах, былины сказочные пели о другом номинальном расхитителе общенародной собственности, Василии Наумове – «Якуте». Вот таким слогом: «В год он продавал крабов на миллиард долларов, ежа  - на восемьсот миллионов, гребешка и рыбы – на шестьсот».

В «якутском проекте», сбыте по японской и южнокорейской тропе, участвовал и другой судовладелец вышеуказанных судов, Иван Христианович Михнов, советник губернатора Камчатки по вопросам развития Корякской автономии. «Развитие» решалось путем регистрации рыбопромышленной компании «Мудрый Ворон», которую мудрый И.Михнов и возглавил. Название звучало по-корякски, под соусом защиты национального меньшинства, замкнувшегося в своей автономии, в Москве выделялись квоты на «освоение». В результате, коряки остались в своих чумах и ярангах, а Михнов через Японию, где были и налёты автоматчиков на офисы, и морские сражения траулеров с перевозчиками продукции,  перебрался в тот же Сиэтл.

Вот почему сказка про рыбаков, работающих на этих судах у этих судовладельцев всегда одна и та же. Хронически печальный сюжет.

«Кидали сотни рыбаков по одинаковой схеме. Обещали одно, когда пришли на выгрузку, выяснялось, что заработок чего-то уменьшился вдвое. Предложили наличку и – лети домой. После чего основная часть экипажа не нашла в себе сил бороться до конца, получила половину и билет домой».

Сменялись люди, названия, флаги. Наконец, бассейн промысла сменился: из колымского белого ада попали в правовое пространство ЕС, регистрация предприятия в Литве, место работы – воды Норвегии. Но уши-то, пусть и с США или там Японии, торчат всё те же, российские. Российскими остаются и работники, которых правильнее именовать «пострадавшие». С самого начала, когда на Камчатке платят деньги крюингу ООО «Оланкам» (г. Петропавловск-Камчатский, директор Анна Можейкина, гослицензии нет) за мутный контракт. Тут и обязательство работать ровно один календарный год, причем  первые десять дней зарплата не выплачивается, а что именно выплачивается, не говорится: зато есть «зарплата выплачивается после возвращения с судна».

Жалобная  платежка: что должны, и не заплатили .

Работник обязуется не разглашать и укреплять, а про получку – указана цифра из расчета «за сто тонн готовой продукции». Ну, морскому же ежу же понятно, что хоть «за килограмм» напиши, но если не зафиксирована конкретная стоимость этого самого продукта, то что ты будешь потом требовать? Вот экипажи с норвежских вод и заваливают Союз Моряков Литвы ведомостями по зарплате, типа «должны, но не дали».

Конечно, профсоюз моряков ситуацию дожмет.

За использование нелегалов-гастарбайтеров, российских рыбаков под литовским флагом, суд г.Клайпеда наказал судоходную компанию ЗАО “Arctic Fishing”, основанную в 2010 году гражданином Литвы В. Раманаускасом.

Судебный иск инициирован госинспекцией труда с подачи Союза Моряков Литвы, который свыше года представляет интересы российских рыбаков по жалобе, касающейся условий оплаты труда (дело слушалось по двум указанным траулерам флага Литвы). Приговор, кстати, щадящий. Легкий административный штраф по “Juros Vilkas” – «Морской Волк»: здесь каждый гастарбайтер из РФ обошелся работодателю в восемьсот с лишним евро. И по той же таксе взяли за “Karalius” – «Король».

По совокупности два бесплатных экипажа обошлись литовской “Arctic Fishing” и американскому А.Ю. Силагину в 48 тыс. евро.

Меньше, чем заезд на один час в Баренцево море РФ.

Слава нашим пограничникам.

 

 

© Вадим Мамонтов

27.04.2015