Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЭКИПАЖ ПО-ХОРОШЕМУ?

1. Утрата навыков наставничества может  сильно отразиться на создании эффективного рабочего места, пишет Стефан Коусинс (Stephen Cousins).

   Богатое наследие наставничества морской индустрии всегда играло важную роль в воспитании неопытных кадетов, а также оказании им помощи в приобретении новых  званий. В отличии от многих формальных теоретических подходов к процессу обучения в морских школах,  наставничество  позволяет получить такие практические знания, которые не прописаны  в инструкциях,  правилах и политике,  а также  делает возможным передачу наставниками своих знаний и навыков ученикам. Если во всей организации эффективно внедрять освоенные знания, то они могут успешно передаваться от старших к младшим офицерам и затем к кадетам, создавая, в конечном счете,  более квалифицированные, компетентные и уверенные в своих силах кадры. Но, на сегодняшний день практика менторства находится на спаде и причина тому природа современных условий труда. Возможность создания и поддержания наставнических отношений  ограничена временем, которое  требуется на выполнение моряками своих обязанностей на судне, а  квалификационные свидетельства лишают перспективы обучения непосредственно на рабочем месте. Всё это усугубляется рабочими стрессами, нехваткой свободного времени и тем, что члены экипажа разговаривают на разных языках. Однако, эксперты в области морского образования стараются доказать, что наставничество по-прежнему может быть важным инструментом  обучения на судах и, если оно будет интегрировано в повседневный режим работы судна, то  простая часть наставничества  может занять не более 10 минут, однако его результаты будут весьма значительны. Наставничество чаще всего определяется как  профессиональные отношения, в которых квалифицированное лицо (наставник) помогает другому (ученику) получить специальные знания и навыки, которые в дальнейшем помогут обучаемому достичь профессионального и личностного роста.  Как правило, наставник старше по возрасту,  он более опытен, хотя это и не является требованием, и поэтому он может направлять, поддерживать и вдохновлять своих подопечных, наставляя и помогая определить свои способности, а также способствовать приумножению знаний    своих учеников и достижению их независимости. Преимущества менторства глубоки и различны. Наставничество может положительно отразиться  на развитии профессиональных навыков обучаемых, помочь определиться с будущей карьерой и понять, что  нужно делать,  для продвижения. Помимо прочего, менторство может сплотить коллектив и даже привести к сокращению числа инцидентов и аварий.  Оно также дает ученикам возможность увидеть морскую индустрию изнутри, что не всегда возможно.  Став ментором, у капитана  и старшего помощника появляется возможность создать в коллективе  атмосферу доверия,  и  расширить свои профессиональные сети.

   К качествам, которые делают наставника эффективным,  можно отнести умение внимательно слушать  и понимать о чем хочет спросить  его ученик. Решающее значение имеет заинтересованность ментора в обучении молодых людей, а также немало важно убедиться в том, что  профессиональные знания, необходимые для карьерного роста, переданы подопечному.  Андре Ле Губен (Andre Le Goubin), автор новой книги, опубликованной Морским институтом Nautical Institute, “Наставничество в море — задача десяти минут” («Mentoring at sea – the 10-minute challenge»), охарактеризовал менторство как «простую безвозмездную передачу знаний. Если лицо передает хоть какие-то свои знания другому, то он уже считается ментором». Он отмечает, что здесь нет такого определения как плохой наставник, в силу того, что  нет ненужных знаний. «Знания, которые кажутся бесполезными сейчас, могут понадобиться через 20 лет, когда кадет станет капитаном». Однако, по мнению некоторых экспертов, чтобы удостовериться, что наставник эффективно передает свои навыки, должна действовать система «сдержек и противовесов». То есть можно сказать о том, что  наставники, чтобы последние  могли полноценно выполнять свои функции, должны проходить определенный уровень подготовки. По словам консультанта по вопросам образования Криса Хогтона (Chris Haugton), чья основная область  - морской коучинг, важно, чтобы наставники  участвовали в программе постоянного профессионального роста (CPD), без прохождения которой «они во все не должны заниматься обучением молодых специалистов». Хогтон считает, что участвующие  в CDP, достаточно профессионально подготовлены, и поэтому они становятся членами контрольной группы, в которой встречаются наставники, чтобы получить консультации, а также  поделиться  своим передовым опытом. Наставничество не так формально как коучинг, поэтому компаниям ничто не мешает создать собственные специализированные группы, где менторы могли бы обсуждать концепции и укреплять теорию  наставничества, а также приумножать свои знания», - отметил Хогтон. Однако кажется, что большинство экспертов категорически против установления формального контроля и стандартизации менторства внутри морской индустрии. Это связано с опасениями относительно того, что наставничество может потерять свое влияние и погрязнуть в политике и процедурах, а передача знаний и опыта младшему поколению будет делаться только для «галочки». Всё  более редкостной  становится возможность обучения младшего экипажа. От части, причиной тому являются  небольшие размеры большинства экипажей, разнообразие языков, на которых разговаривают моряки на борту судна,  и то, что потенциальные наставники все чаще обременены  бумажной и иной работой. Таким образом, 10-минутное наставничество, о котором пишет Ле Губен, может быть легко инкорпорировано в  повседневную жизнь на судне.

 

  «Когда старший помощник готовит грузовой план, почему бы не разрешить второму помощнику  принять участие в этом процессе, не для проверки его знаний, а для  практического обучения. Это займет не намного больше времени, если  бы старпом делал  грузовой план самостоятельно, при этом нужно учитывать, что в любом случае намеченную работу он должен будет выполнить». Тоже самое касается и второго помощника при  прокладке маршрута. Третьего помощника можно попросить  сделать прокладку под контролем второго помощника,  а капитан, в свою очередь, может дать третьему помощнику  первый опыт управления судном, при этом капитан должен находится рядом с учеником и, в случае чего,  предлагать свою помощь или, если что-то им/ею делается неправильно, вмешаться в процесс  управления судном. Веб-сайт International Maritime Mentoring был создан  в прошлом году для подбора морских наставников-добровольцев  и учеников. На сайте регистрируются  личные данные потенциальных учеников,  их стаж работы, стремление к продвижению по службе, местонахождение и владение языками. Затем, на основании полученных сведений, подыскивается подходящий наставник. Таким образом,  отношения наставника и ученика больше не зависят от места и времени, а те моряки, которые не говорят на том же языке, что и остальные члены экипажа, могут регулярно  получать методические указания, тем самым наставнические отношения могут продолжиться и  после того как и наставник, и ученик поменяют  судно или свое местоположение. Такое технологическое решение подходит не всем, но в том случае, если давняя традиция  морского наставничества сохранится, то оно может использоваться следующим поколением амбициозных моряков. ( Ой, какими знакомыми словами «запахло». И почему всё то, что мы  безжалостно рушим, становится всё больше и больше востребовано на Западе ? – А. Агеев)

2. Обеспечение безопасности на судне зависит от характера взаимоотношений на нем, пишет Кен Питерс (Ken Peters), директор по вопросам справедливого социального обеспечения благотворительной организации  «Миссии морякам» (Mission to Seafarers).

Любой судовладелец скажет Вам, что его первоочередной задачей является гарантия безопасности тех, кто находится на его судне. Но серьезность данной проблемы раскрылась после того, как  сотрудникам морской безопасности разрешили находиться на судах во время их следования через зоны повышенного риска нападения пиратов. Помимо того, что  большое внимание должно быть уделено проведению охранниками мероприятий по обеспечению безопасности судна в соответствии с признанными стандартами ISO/PAS 28007 (стандарты, принятые Международной организацией по стандартизации, для частных морских охранных агентств)  и правильно использовать правила применения силы, сотрудники охранных агентств должны давать всестороннюю оценку наилучшим методам  защиты экипажа судна. Им нужно методическое руководство по адекватному  и  необходимому применению силы, что требуется не только для собственной безопасности, но и  для защиты тех, кто находится под их охраной. Мои беседы  с моряками, охранниками, их семьями и охранными компаниями, навели меня на мысль, что  защита тогда эффективнее, когда  профессиональные  охранники знают не только  правила применения силы (ROE), но и особенности жизни на борту судна. Частные вооруженные охранники PCASP должны помнить, что судно — это не только место работы, но и  дом для моряков. Для достижения полной безопасности, взаимоотношения на судне должны  быть надежными и доверительными. Когда охранники понимают важность данного вопроса, они могут установить определенные  взаимоотношения с членами экипажа и, соответственно в системе субординации на судне, ориентируясь, при этом, на капитана, поскольку он пользуется общим авторитетом. В итоге, количество конфликтов на борту судна уменьшится, а в случае нападения пиратов, отношения, выстроенные по данной схеме, гарантируют быстрый,  эффективный и безопасный ответ внешней угрозе. В международном праве, правила и инструкции могут быть обязательными, но отношениям, доверию  и культуре  нельзя придать форму закона. Одни члены экипажа вздохнут с облегчением от того, что они будут находиться под защитой,  другие, наоборот,  будут сбиты с толку наличием  на борту судна оружия, а присутствие охранников может быть расценено как полувоенное положение на корабле. Некоторым это может напоминать о действии репрессивного режима в их стране, в следствии чего, «солдаты» могут наводить страх на моряков. Будем надеяться, что при подготовке PCASP перед отправкой их к месту дислокации,  будут приняты  во внимание все вышеназванные факторы, тем самым охранники будут  готовы к приему на судне. Не радушная встреча может, в свою очередь, быть воспринята как недооценивание  сил PCASP. Чтобы добиться плавной интеграции и спокойного управления судном,  экипаж и частные военные охранники  должны  знать о роли каждого на борту судна. Отсюда должны начаться доверительные отношения,  где все высоко ценят профессионализм друг друга.

Благодарим за предоставленные материалы «Fairplay» и А.Агеева и ЦИА  РПСМ  Новороссийск.    

08.11.2013