Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

Как потерять миллион долларов?

Зато ситуация с третьим и последним судном компании, т/х «Санни Джейн», закрутилась в такой клубок … Это судно с полным грузом на борту и с экипажем, свыше трех месяцев не получавшим зарплату, три недели стоит в испанском порту. И даже разгрузиться не может! Соответственно, народ бунтует, российское телевидение «говорит и показывает», а груз рыбопродукции дошел до такой кондиции, что Испании грозит экологическая катастрофа типа «танкер «Престиж».
Всё началось с того, что в конце прошлого года «Санни Джейн» взяла в море груз в нарушение правил «общественной международной организации Северо-Восточная Комиссия по рыболовству» (North East Atlantic Fisheries Commission – NEAFC).
 
Правила этой «общественной» организации – базирующейся в Брюсселе и в Лондоне и контролирующей промышленное рыболовство в так называемой норвежской зоне – просты. И сводятся к пресечению произвольной и нелицензируемой добычи и перевозки рыбы судовладельцами удобных флагов, которые не имеют «крыш» различного рода.
Если судно-нарушитель не соблюдает правила (между прочим, не являющиеся международными и обязательными) и не считается с неформальными требованиями, в портах Европы его ожидает бойкот, тотальный и повсеместный. В случае с «Санни Джейн» это привело к тому, что после выхода из Лас-Пальмаса судно не смогло зайти в порт Пуэбло дель Караминаль (Испания) для снабжения-ремонта и легло в дрейф у побережья, в ожидании своей участи.
Таковая оказалась незавидной. Во-первых, переход с грузом мороженой рыбы на борту вместо четырех суток занял полтора месяца. Снабжение запоздало, и судовой народ какое-то время сидел на воде (технической) и рыбе. Когда же пароходик наконец-то стал к причалу, то получил предписание портовых властей «не выходить в море впредь до подтверждения класса регистра и устранения технических неполадок».
 
Во-вторых, полуторамесячная доставка груза вызвала множество проблем. Здесь и прекращение действия класса судового регистра (оттого и предписание портовых властей), и два иска об аресте судна, от судового агента и грузовладельца, вовремя не получивших того, что им причиталось по договору с судовладельцем.
 
В-третьих,  это, разумеется, проблемы с зарплатой экипажа: «нет груза – нет денег».
Разумеется, работодатель-судовладелец отвечает за судьбы экипажа всей своей собственностью. Его, как говорится, проблемы. Однако проблема с NEAFC как раз и ограничивает право судовладельца распоряжаться своей собственностью.
Например, судно уже неделю стоит у причала и до сих пор не может выгрузить мороженную рыбу. Судовой агент пытается выяснить у властей причину, грузовладелец имеет на руках решение испанского суда «не препятствовать выгрузке», а Министерство сельского хозяйства Испании ссылается на свою договоренность с NEAFC и отвечает
«не-а!». Все концы – в какую-то мутную воду.
 
Капитан судна, на котором закономерно сдыхают все механизмы (включая холодильную установку), был вынужден  заявить судовой протест. Мол, вследствие вашей «некоммерческой дружбы» температура в трюме поднимается, и через неделю груз стоимостью миллион долларов придется везти на свалку.
           
Одновременно местная инспекция ITF готовит арест судна – третий по счету, помимо коммерческих исков – в пользу не получившего зарплату экипажа.   
           
На фоне всего происходящего судовладелец и его агенты получают ответ из NEAFC: «Мы рассмотрим вашу просьбу об исключении судна из черных списков на своем заседании, в ноябре».
           
Как говорится, добро пожаловать на международный рынок, на условиях  свободной конкуренции.
           
Согласно последним известиям с борта судна, испанские власти теперь не просто  отказывают судну в выгрузке, но и перешвартовывают его на рейд другого порта. Между прочим, курортного местечка, где судовой груз, тухлятина на сумму миллион долларов – событие экзотическое. Хотя через несколько дней экзотика вполне может стать реальностью.
           
Тем временем, испанский грузовладелец задействовал в битве за свою собственность трех адвокатов. Судовладелец готовит обращение в другую международную организацию, Гринпис. Отчаявшиеся и совершенно не понимающие, что происходит моряки, граждане РФ, в очередной раз вызывают на борт родное российское телевидение. 
           
Капитан судна Сергей Гуленко бьется, как лев. И подумывает даже об обращении на имя Президента Российской Федерации. Но в случае с «Санни Джейн» … Флаг удобный, судовладелец оффшорный, место спора – территория Евросоюза, а организатор и инициатор всей этой каши – некоммерческая общественная организация NEAFC (Лондон-Брюссель).
 
Председатель Совета КР(Т)ОО РПСМ
Вадим Мамонтов
 

05.09.2006