Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

КАК ПОТЕРЯТЬ ПРАВО НА РАБОТУ ПОД ФЛАГОМ

В этой статье мы расскажем о беспрецедентном случае. 

К нам обратился моряк с просьбой помочь. Восемь лет назад его уволили за нахождение на работе в алкогольном опьянении. Судно, с которого он был молниеносно списан ходило под флагом Маршалловых Островов. 
После этого, все восемь лет, моряк прекрасно работал на разных судах и флагах, кроме «Маршалловских». 

Тем временем, за то списание, администрация Регистра флага Маршалловых Островов внесла его данные в список преступников и пожизненно лишила его права работать на их «подфлажных» судах. 
Узнал моряк об этой проблеме, естественно, когда собрался в очередной рейс. С заключением контракта проблем не возникло, так как у моряка была безупречная репутация и характеристики с пошлых рейсов. Он даже успел долететь из Калининграда до ЮАР, когда компания его отозвала обратно домой. 

После тщетных попыток самостоятельно и с помощью адвокатов решить этот вопрос моряк пришёл в РПСМ. 
Услышанное объяснение от моряка не имело здравого смысла. Так как из-за каких-то внутренних неувязок на судне, которыми сейчас никого и не удивишь, дело долетело до верхов властей государства флага. 
Ознакомившись с делом и учитывая обстоятельства, мы были крайне удивлены такой суровой санкцией со стороны Регистра. 

А вот и сами обстоятельства. 

К сожалению, в ходе рейса у нашего моряка не сложились товарищеские отношения с капитаном. Отсутствие обоюдной симпатии со временем переросло в легкие рабочие конфликты. Капитан стал предвзято относится, будить по ночам по причине авральных работ, которые такими не являлись и так далее. Долго терпеть выходки капитана моряк не стал и дал этому прессингу отпор. После этого капитан затаил на моряка обиду. 

На утро после дня рождения моряка, капитан созвал комиссию и обвинил моряка в пьянстве. Основанием для обвинения послужил запах напоминающий алкоголь. Несмотря на возражения моряка капитан быстренько состряпал рапорт и без суда и следствия списал моряка. 
Избавится от восставшего раба капитану показалось недостаточно, он решил ему и дальше жизнь подпортить. Оказалось, что у капитана в регистре работает друг, который без всяких процессуальных тонкостей внёс данные моряка в список нарушителей и ввёл в отношении его санкцию в виде пожизненного запрета на право работы на судах под флагом Маршалловых Островов. 

Вот так и могла бы закончится эта история, если бы моряк не пришёл к нам. 

Мы вступили в переписку с весьма высокими чинами из регистра. На все наши вопросы и просьбы, типа: «Почему такая санкция, он что кого-то убил?», в ответ приходили сухие и короткие письма. В одном из этих писем наши оппоненты дали ссылку на внутригосударственные кодексы, то есть не на конкретные статьи нормативного акта, а просто на массивный свод законов. Изучив эти документы, мы в очередной раз убедились, что моряка безосновательно внесли в этот список. Наше мнение на сей счет мы выразили в большом, содержательном и неоспоримом письме к господам из регистра «Удобного Флага». И естественно все ограничения в отношении нашего моряка, через некоторое время были сняты. 

Мы искренне рады за моряка, что и в этот раз нам удалось отстоять права человека, столкнувшегося с бездушной машиной. Однако, эта история носит вовсе не частный характер, а весьма глобальный. 
Дело в том, что 2006 году вступила в силу сводная международная Конвенция «О труде в морском судоходстве», также известная как MLC 2006 и также известна как «Билль о правах моряков». Даже по названию становиться ясно, что суть нормативного документа заключается в защите прав моряков. Государства, ратифицировавшие эту конвенцию обязуются обеспечить систему внутренних законов в соответствии с Конвенцией. Одной из таких систем является запрет на ведение работодателями-судовладельцами и агентствами по трудоустройству моряков «Блэк Листов», то есть черных списков работников. Несмотря на то, что на момент ситуации с нашим моряком, конвенция уже действовала порядка четырёх лет, и по сегодняшний день, когда конвенция действует уже около двенадцати лет, государства до сих пор очевидно и открыто не соблюдают нормы MLC 2006. В данном случае очевидно, что черный список ведёт сама государственная структура одного из самых популярных «Удобных Флагов» и делится им с любыми работодателями. К сожалению, по сей день моряки могут столкнуться с подобным беспределом даже с самыми продвинутыми Регистрами, что уж и говорить о других флагах. 

Второй момент этого случая в очередной раз показывает суть «Удобного Флага». В отличии от национальных флагов с их точными законами, правами и механизмами юридической защиты, здесь до сих пор царят порядки Дикого Запада. Здесь до сих пор можно через кореша безосновательно сломать чью-то судьбу. Здесь до сих пор компетенция руководителей отделов основывается не на знаниях правил и законов, а на бытовом опыте работы в море и разного рода связях. 

Но морякам не стоит отчаиваться, за них есть кому заступится. Мы всегда дойдём до справедливого конца. Ведь мы – МФТ (ITF

Начальник юридического отдела КРО РПСМ - Пётр Дзендзелюк.

 

15.06.2018