Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

КАК ПОТЕРЯТЬ ПРАВО НА РАБОТУ ПОД ФЛАГОМ

Практика «чёрных списков», когда кто-то где-то хранит секретные материалы на недовольных, смутьянов, обиженных или обидевших судокомпанию, такая практика запрещена.

С ней борются и профсоюзы ITF, и государства, поддерживающие требования MLC-2006 («Сводная Конвенция о труде в морском судоходстве»), принявшей обязательства внедрить у себя систему контроля за трудоустройством, где не берут деньги за трудоустройство, отправляют в рейс лишь с контрактом на руках и не допускают нарушения агентствами по трудоустройству прав моряка, человека и гражданина.

О том, что государство флага не имеет права вести свой «чёрный список», MLC-2006 даже и не заикается. Мол, и так всё понятно. Выясняется, что нет ясности в этом вопросе. И вот пример.

К нам обратился моряк с просьбой разобраться в его случае.
Восемь лет назад его списали с формулировкой «за употребление алкоголя на борту». Причём, медицинского осмотра не было, вердикт вынес капитан, и нарушение дисциплины моряк признал добровольно.  Дело было под флагом Маршалловых Островов.

После этого моряк работал на разных судах, в разной должности и под всякими флагами. И знать не знал, что ещё восемь лет назад был официально «поражен» в праве работать под флагом Маршалл.

Когда же респектабельный судовладелец, подписав с ним контракт и доставив на судно, вдруг отказал в дальнейшей работе и оплатил отправку домой со ссылкой «наше судно под флагом Маршалловых Островов и ты у них в «чёрном списке» моряк очень удивился и пришёл к нам.

Стали разбираться. Обратились в Морскую администрацию флага.

Мы вступили в переписку с весьма высокими чинами из регистра. На все наши вопросы и просьбы, типа: «Почему такая санкция, он что кого-то убил?», в ответ приходили сухие и короткие письма. В одном из этих писем наши оппоненты дали ссылку на Кодекс Торгового Мореплавания Флага, где трудовые отношения расписаны в общем виде, зато санкции за правонарушения всё-таки конкретизированы. И, в случае употребления алкоголя на борту, юридически доказанном, виновник может либо загреметь в тюрьму на полгода, либо должен заплатить штраф 800 долларов.

А вот о том, что он может потерять право работать под флагом на всю оставшуюся жизнь – ни гу-гу!

С такими аргументами мы продолжили переписку с администрацией флага. И в конце концов получили официальное извещение, что моряк «восстановлен в статусе имеющего право на работу».

Не прошло и каких-нибудь восемь лет с момента инцидента...

По правилам республики Маршалловых Островов, государство действительно ведёт какой-то реестр моряков, уличённых в употреблении алкоголя или наркотиков. Но в тех же правилах сказано, что процедура «клеймения» не является произвольной: должны быть доказательства и материалы расследования, и показания не менее трех свидетелей.

И даже при наличии такой кучи подписанных и проштампованных бумаг должна быть ещё одна процедура, когда каждый случай «заявы-предъявы» проходит через специальные слушания своеобразного следовательского комитета при морадминистрации.

Словом, на бумаге всё гладко, правильно и по протоколу «прав моряка». А по сути – один капитан позвонил, проверять не стали и человек потерял право на работу.

Причём даже не знал об этом.

А профсоюзы ITF заявляют, что компании, практикующие «чёрные списки» должны сами в него попасть! А что насчет целых государств? 

Вадим Мамонтов

 

05.06.2018