Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ПРЕССИНГУ НА БОРТУ

В настоящее время моряки всё чаще подвергаются прессингу на рабочем месте. С подводной лодки деваться некуда, пусть даже атмосфера на борту стала невыносимой.
Есть ли какие-либо международные нормы, защищающие  права моряка в такой ситуации? Несомненно. Например, знаменитая Конвенция «О труде в морском судоходстве» (MLC-2006) расписывает порядок, позволяющий бороться с притеснениями.
Итак, что делать, если некий член экипажа оказался объектом притеснения либо со стороны коллег, либо со стороны начальника?

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

Еще в 2016 году на Международной конференции труда были утверждены поправки к Морской Конвенции 2006 года  «О труде» (MLC-2006) в целях улучшения защиты моряков от домогательств на борту корабля.
Вполне вероятно, что эти новые требования вступят в силу в декабре 2018 года. При этом, они не являются условиями, детально расписывающими все ситуации и обстоятельства. Это, так называемый, принципиальный запрет на запугивание, притеснение или несправедливое наказание на борту (кстати, коллективные договора МФТ давно включают в себя ряд условий, предотвращающих подобное).    Сейчас уже недопустимым считается запугивание, или намеренный прессинг. И это огромный скачок вперед.
Изменения в MLC-2006, а именно, в Положении 4.3, коснулись закона, который действует в области здравоохранения, безопасности и предотвращения несчастных случаев. Цели изменений, в первую очередь, направлены на то, чтобы устранить случаи преследования и издевательств на борту судна, таким образом, поддерживая меры по охране здоровья и безопасности.
В последние годы участились случаи, когда наблюдалась примеры не только изощренной травли, но и тот факт, что эта ситуация привела к ещё более тяжёлым последствиям.

Были даже случаи убийства и самоубийства на судах, которые стали последствием травли. Нарастание тревожной ситуации может развиться до такой степени, что приводит к стрессам и депрессии, моряки гибнут в результате прессинга..

ПРИЗНАВАЯ ПРОБЛЕМУ

Новое «Руководство по устранению притеснений и травли на судах» было разработано совместно с Международной палатой судоходства и Международной Федерацией Транспортников (МФТ-ITF). Гай Райдер, Генеральный секретарь Международной организации труда отмечает, что “домогательства и издевательства на борту судов могут иметь серьезные последствия для физического и эмоционального здоровья моряков, приводят к снижению работоспособности и увеличению количества заболеваний, а также может приводить к нарушению слаженной и эффективной работы в команде”.
Райдер также подчеркнул, что речь идет не только о морских судах  – в настоящее время признано, что притеснения и издевательства могут также иметь негативные последствия для компаний. Там где имеются притеснения, домогательства и агрессия, наблюдается явное ухудшение условий труда, а также вероятны организационные, экономические и правовые последствия.

Коллективное поведение на борту судов с тяжелой атмосферой и разрушение рабочих отношений не улучшают качество работы на судне. В состоянии стресса, страха, и взаимных оскорблений делается много ошибок. Когда моряки запуганы или чувствуют себя несчастными, страдает безопасность судна.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПРЕССИНГА

С полным Руководством МОТ вы можете ознакомиться по ссылке:  http://www.ics-shipping.org/docs/harassmentandbullying

Руководство дает рекомендации работодателям и членам экипажей по вопросам и способам решения проблем на борту, при этом создавая более благоприятные условия для работы; Руководство содержит примеры притеснений и прессинга, излагается линия поведения работодателя, направленная на искоренение случаев издевательств и травли, способы, как выявлять и сообщать о случаях домогательств и притеснений, а также методы по искоренению указанных случаев.

Под определением harassment (агрессия, притеснение, оскорбление) подразумевается “любое неуместное и неприемлемое поведение, которое  вольно или невольно создает чувство дискомфорта, унижения, стыда или неудобства, производимые вопреки  желанию объекта”.

Bullying“это особая форма преследования, которая включает в себя враждебное или мстительное поведение, запугивание, психологическую травлю”. Это также вызывает серьезные негативные последствия для тех, кто это испытывает. Эти последствия могут включать:

• Стресс;
• Потерю самоуважения;
• Снижение производительности труда;
• Отказ от исполнения обязанностей и
• Заявление об увольнении

РОЛИ И ОБЯЗАННОСТИ

Все моряки имеют право работать без страданий, преследований и издевательств. Но, к сожалению, имеются моряки, которые являются жертвами домогательств и издевательств на борту судов.

На основании Руководства МОТ, ответственность за помощь таким людям лежит на:

• Судоходных компаниях, гарантирующих, что проводится политика для ликвидации всех форм преследования и запугивания моряков на борту их судов; а также
• Организациях моряков и самих моряках, которые гарантируют, что притеснения и издевательства не имеют места.

Для судоходных компаний Руководство служит основой в разработке нормативных документов  и планов по искоренению притеснений и издевательств на борту судов. Они стимулируют вовлечение моряков и/или организаций моряков в этот процесс.

Существует также раздел Руководства по организационно-правовым вопросам и вопросам юридической ответственности.

В Руководстве также есть советы морякам, цель которых в том, чтобы дать информацию, уверенность и поддержку, чтобы помочь морякам:

• Распознавать способы притеснений и/или запугивания;
• Выявить инциденты с помощью эффективных процедур рассмотрения жалоб;
• Принять участие в ситуациях, когда они видят, что другие моряки подвергаются преследованиям и издевательствам на рабочем месте, поддержать их в случае необходимости;
• Избежать издевательств и притеснений других;
• Сообщать, если наблюдали или стали участником случаев издевательства и домогательства;
• Применять и соблюдать политику компании;
• Применять политику компании в отношении искоренения случаев издевательств и притеснения;
• Обратиться за помощью и поддержкой в случае необходимости от организаций моряков и других органов социального обеспечения; и
• Ценить преимущество рабочего места, свободного от притеснений и издевательств.

СЕМЬ СОВЕТОВ ДЛЯ БОРЬБЫ С ПРЕССИНГОМ

Необходимость в разработке подобного Руководства возникла уже давно. Современное судоходство - это не место для прессинга. Но что делать, если вас третируют в море? Успокойтесь, документируйте все и не делайте ошибку, думая, что вы сами виноваты!

1.Не паникуйте – попробуйте и избежать эмоциональных реакций. Агрессоры наслаждаются, эмоционально манипулируя людьми. Необходимо сохранять спокойствие и попытаться абстрагироваться от него.

2.Не унижайте себя – признавая его превосходство - это важно. Не теряйте самоуважения, это просто игра ума.

3.Найдите группу поддержки – другие люди на борту также могут страдать. Попробуйте поговорить с людьми и выяснить, что и почему происходит.

4.Документируйте все – MLC будет требовать от компании реакции – поэтому запись о том, что произошло, когда и с подтверждающими доказательствами будет наиболее важной.

5.Обратитесь за помощью – менеджеры на берегу должны быть в состоянии помочь, даже если на судне не могут или не хотят.

6. Берегите здоровье – чтобы быть выше издевательств и справиться с ними, нужно поддерживать и вести здоровый и сбалансированный образ жизни. Так что, в свою очередь, не употребляйте алкоголь и не переедайте. Вы можете победить, но при этом вы должны использовать все шансы.

7. Обдумайте проблему – потребуется время, чтобы понять, что происходит, а также то, что новое Руководство MLC помогает.

По материалам сайта Crewtoo

02.03.2017