Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

Кто такие моряки?

В Гане его судно было буквально атаковано нигерийскими псевдоморяками, стремящимися захватить корабль и отправиться на нём в Европу. Как выяснилось, свои поддельные документы они получили с помощью взяток. В Восточной Африке двое австралийских моряков употребили такую дозу героина, что для одного это закончилось смертью. А в Дурбане члены экипажа - представители Восточной Африки - так затерроризировали агента, что он отказался обслуживать судно. Офицеры, которые имели на руках подлинные сертификаты, оказались абсолютно некомпетентными. Один из них, имеющий диплом капитана малого плавания, не только не умел обращаться с лебёдкой и крепить концы, но и не имел ни малейшего понятия о навигации. Помимо всего прочего, при прохождении восточного побережья Канады двое поляков выбросились за борт и поплыли своим ходом в США что, естественно, не прибавило капитану приятных впечатлений. Таким образом, на своём опыте столкнувшись с такого рода превратностями сегодняшней морской действительности, этот капитан считает, что власти США поступают совершенно правильно, борясь за безопасность своих границ.

Смею предположить, что вышеназванному капитану не повезло не только с экипажем, а прежде всего с непорядочными менеджерами и неквалифицированными крюинговыми агентами, укомплектовавшими судно такими жуткими моряками. В оправдание можно сказать, что приличные судовладельцы никогда не позволили бы причинить такие страдания несчастным капитанам. Чтение подобных писем вполне может привести к депрессии, однако радует то, что в обширной почте колонки «Письмо редактору» в основном встречаются более позитивные послания. Как, например, письмо капитана Кена Оуэна, который в течение своей долгой 51-летней карьеры работал исключительно с высококлассными специалистами. Его опыт лишь подтверждает тот факт, что первоклассные судовладельцы нанимают на работу самых лучших людей, которых можно найти. На самом деле, мой жизненный опыт работы в разных областях деятельности доказывает, что моряки ничем не отличаются от всех остальных людей: среди них в той же пропорции встречаются неудачники, преступники, ангелы и вполне приятные личности, которых вы можете встретить где угодно. Точно также моряки делятся на серьёзных профессионалов, безответственных работников и даже жуликов. Единственно, что сейчас отличает их от тех жизнерадостных людей, с которыми мне приходилось работать в молодости – это то, что они становятся всё более апатичными, равнодушными и спокойными.

Благодарим ЦИА РПСМ (Директор - Александр Агеев)за предоставленные материалы.

У некоторых моряков наблюдаются симптомы, идентичные тем, что проявляются у людей, долгое время находящихся за решёткой. Это подтверждает и госпожа Биргит Ларсен Йенсен (Birgit Larsen Jensen), жена моряка, изучающая эту проблему. Основой её исследования стало изучение жизни и работы двух старших механиков и одного капитана, работающих преимущественно в смешанных экипажах. Вывод, сделанный в докладе – моряки «страдают от изоляции и одиночества» и это «негативно влияет на их психологическое состояние и душевное здоровье» - причём это касается практически всех старших офицеров. Исследование, проведённое г-жой Йенсен, не претендует на звание академического труда, однако учитывая её активное участие в деятельности Датской Ассоциации жён моряков, стоит поверить, что такая ситуация действительно типична. В этой связи стоить вспомнить, что теперешние старшие офицеры начинали свою карьеру в те времена, когда экипажи судов были гораздо больше, и жизнь в море казалась значительно легче. Нынешнее их положение – нахождение в замкнутом обществе, среди многонационального экипажа, не имея на соотечественников на борту небольших, постоянно работающих судов – приводит к такому состоянию, которое г-жа Йенсен определила как «психический недостаток, отражающийся на трудоспособности». Они все живут двойной жизнью; одна проходит в море, другая на берегу, во время отпуска. Причём тяжёлые последствия первой не проходят безболезненно и не рассеиваются во время последней, несмотря на все её преимущества. Г-жа Йенсен со всей скрупулёзностью проводила свои исследования посредством исчерпывающих анкетных опросов среди моряков и их жён. На основании социологических данных она сделала вывод, что выявленные ею проблемы типичны для всех экипажей, работающих таким образом, и они негативно на всех психологических типах, как интровертах, так и экстравертах. Мы все знакомы со многими капитанами и старшими механиками, которые достаточно успешно работают в многонациональных экипажах и вовсе не чувствуют себя ущербными. И ещё ... следует упомянуть о некоторых специфических аспектах сегодняшней жизни моряков, которые превращают их жизнь в безрадостное существование. Когда моряк в течение долгого времени находится один на вахте, также в одиночестве он ест или смотрит в своей каюте фильмы, вряд ли его можно будет назвать здоровым и жизнерадостным человеком. Я часто вспоминаю слова доктора Мартина Дайера-Смита (Martin Dyer – Smith), который закончив свою морскую карьеру в должности старшего механика, стал выдающимся психологом, специализирующимся на социальных проблемах моряков. Он указывал на то, что офицерам, работающим на небольших, постоянно занятых в интенсивных торговых операциях судах, каждый раз приходится с трудом «возвращаться в общество» после нескольких месяцев работы в одиночестве и постоянного недосыпания.

Его мнение во многом совпадает с выводами, сделанными г-жой Йенсен. Кроме того, я вспоминаю тревожное письмо, полученное несколько лет назад от капеллана, служащего в одном из японских портов. В нём рассказывалось о случаях самоубийств среди японских офицеров, вынужденных работать без соотечественников на судах со смешанными экипажами. Это всё звенья одной цепи, и такая ситуация должна обеспокоить судовладельцев и менеджеров, от которых во многом зависит нормальная жизнедеятельность экипажей. Г-жа Йенсен в своём исследовании не только указывает на необходимость диалога между моряками и специалистами – психологами. Она призывает к уменьшению численности экипажей и сглаживание этнических и культурных различий. Кроме того, следует предоставить морякам возможность свободно выходить на берег, обеспечить их всем необходимым оборудованием для того, чтобы они могли разнообразно проводить свободное время, а также улучшить качество пищи. Стоит ввести систему смены постоянных экипажей, а не тасовать моряков таким образом, что каждый раз им приходится выходить в рейс с новыми людьми. Очень важный аспект нормальной жизнедеятельности – это возможность связываться с домом, получать информацию, а ещё – иметь возможность взять с собой в рейс жён и детей. Что касается самих моряков, то г-жа Йенсен предлагает им «помочь самим себе» – не быть такими апатичными и «заставлять» себя социализироваться как на борту судна, так и дома. Не могу сказать, что эти предложения неосуществимы или лишены здравого смысла, однако смею предположить, что многие крюингменеджеры в ответ только пожмут плечами. Если датчане не в состоянии справиться со своими проблемами, на их место найдутся многие другие. Однако я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что представители индустрии всё же должны обратить более серьёзное внимание на все те социальные аспекты, которые мешают нормальной работе моряков. В то же самое время, наверное, не стоит проливать слёзы над судьбой несчастных моряков, которые «страдают» от невыносимых условий работы, учитывая то, что и на берегу есть масса других профессий, таких же тяжёлых и однообразных. Многие люди каждый день испытывают такие же стрессы, получая мало удовольствия от проделываемой ими работы, так что не стоит ставить моряков в какое-то «особое» положение.

И тем не менее, операторам судов следует взглянуть «чуть дальше своего носа» и не зацикливаться исключительно на срочных задачах, например: где бы найти второго механика, имеющего все необходимые сертификаты, и доставить его в Сингапур к следующему вторнику. Кроме того, надо в принципе поменять отношение к морякам и сделать профессию более привлекательной, а для этого прежде всего перестать рассматривать моряков как товар. Итак, для того, чтобы работать здесь, вам необязательно быть сумасшедшим – однако вы можете им стать. Тем не менее, работа в море не должна стать причиной душевных расстройств».

Благодарим ЦИА РПСМ (Директор - Александр Агеев)за предоставленные материалы.

 

28.10.2004