Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

МОРЯКОВ ЖДЁТ ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИЯ

На прошлой неделе в Гамбурге (Германия) прошел семинар по автоматизации и цифровизации водного транспорта. На нем присутствовали представители различных профсоюзов. В их числе – глава секции внутренних водных путей Международной федерации транспортников (МФТ), председатель Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков. 

Эта встреча стала частью проекта Европейской федерации транспортников (ЕФТ) «Automation & Digitalisation Toolkit», нацеленного на разработку инструментов для расширения возможностей работников в условиях автоматизации и цифровизации (A&D).

Семинар открылся оглашением первых результатов исследования по автоматизации, которое проводит Всемирный морской университет (WMU). Так, Тьяго Фонсета рассказал о факторах, которые задерживают или ускоряют принятие различных технологий, среди которых – динамика рынка труда, экономическая выгода, признание. Отдельно были представлены итоги исследования об эффекте, который автоматизация окажет на моряков: в то время как технический прогресс повлияет на уровень занятости в секторе, важно понимать, что требования к морякам тоже изменятся. Для того, чтобы нынешние работники смогли продолжать работать, им потребуется переквалификация.

Интересными оказались данные опроса, который провел морской профсоюз «Nautilus International» среди своих членов. Так, 84% моряков считают автоматизацию угрозой для их рабочих мест, а 85% опрошенных уверены, что беспилотники представляют серьезную опасность для окружающей среды. 

Участники семинара сошлись во мнении, что пока морякам беспокоиться не о чем, так как по-прежнему отсутствуют законодательная база и регулирование в области безэкипажного судоходства, инвестиции, а также до сих пор не разработаны программы обучения и политика безопасности. При этом из положительных сторон автоматизации они отметили снижение административного бремени, в некоторых случаях – повышение безопасности и «озеленение» транспортного сектора.

Еще одним из положительных моментов семинара стало обсуждение типовой модели коллективного договора – документа, который профсоюзы могут заключать с работодателями применительно к автоматизированным секторам для защиты занятых в них работников. Так, передовой опыт в этом вопросе уже имеет немецкий профсоюз Ver.di, подписавший соглашение с портом Гамбург, которое успешно привело к соглашению об автоматизации между работодателем и профсоюзом. Участники отметили его пользу для докеров, моряков и работников внутренних водных путей, предложили внести в него небольшие изменения и обновить документ в ближайшие месяцы.  

По материалам сайтов РПСМ и www.etf-europe.org

 

20.12.2019