Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

НЕ ПЕЙ - КОЗЛЁНОЧКОМ СТАНЕШЬ...

Как известно, важной частью политики безопасности на судне является антиалкогольная и антинаркотическая политика, устанавливающая полный запрет на употребление алкоголя, а также появление на судне в нетрезвом виде, поскольку применение алкоголя и наркотиков потенциально ведет к аварийным ситуациям и создает дополнительные опасности для судна, членов экипажа, груза и окружающей среды. Причём такая политика подразумевает серьёзную ответственность за любую чрезвычайную ситуацию, связанную с употреблением на борту алкоголя и наркотиков независимо от того, принимались они во время или вне исполнения служебных обязанностей, на ходу или во время стоянки судна.

Каждый моряк, подписывая контракт, также подписывает специальный документ об ответственности за невыполнение требований антиалкогольной и антинаркотической политики и о санкциях в случае нарушения такой политики.

Тем не менее всё ещё находятся особые индивиды, которым «снять стресс» в рейсе хочется пуще неволи. А если нельзя, но очень хочется, они ищут любые способы, чтобы удовлетворить свои желания. 

Пример тому – недавняя трагедия на борту танкера ”Magus” (IMO 9018464, флаг Панамы). Во время стоянки судна на рейде Тамани в порту Краснодарского края двое моряков, забыв об антиалкогольной политике, видимо, решили «расслабиться», но по неизвестной причине в бутылке оказался метиловый спирт. Оба парня погибли.

Или случай 2011 года, когда в индонезийском порту отравились сразу семеро членов экипажа траулера «Капитан Курбацкий» (флаг Россия). При этом четверо моряков умерли, а трое с тяжелым отравлением были доставлены в больницу.

И такие случаи, к сожалению, нередки.

Но даже если не касаться таких крайностей, когда от алкоголя или его подделок моряки получают инвалидность или гибнут, пренебрежение антиалкогольной политикой чревато серьёзными последствиями - списанием за свой счёт, увольнением с позором из серьёзной компании, негативной характеристикой при дальнейшем трудоустройстве.

То есть, ответственный судовладелец даже малейшую попытку употребления моряком алкоголя на борту пресекает весьма серьёзно, и санкции при этом оговариваются изначально, ещё при подписании контракта. Причём, серьёзность этих санкций настолько велика, что более-менее дееспособный человек рисковать не станет. И если уж очень захочет расслабиться, то сделает это в каком-нибудь баре, в порту, так что никто не заметит, но уж никак не на борту своего судна.

Однако существует и другая проблема, не менее важная, это – безответственный судовладелец, который определяет антиалкогольную политику «чисто для вида». Его мало интересует реальная ситуация на борту, где весь экипаж, не стесняясь, спокойно затаривается горячительным и, соответственно, снимает стресс. На таких судах запросто можно встретить «отдыхающего» моряка...

Однако, итоги таких ситуаций, где «особо не возбраняется», бывают трагичными. Буквально в этом году, произошёл случай, когда нетрезвый моряк упал с лестницы и получил черепно-мозговую травму. Экипаж, уже достаточно привыкший к таким инцидентам, решил, что невнятно говорящий моряк с огромной шишкой на голове слегка перебрал и ему просто нужно проспаться. Но, как оказалось, моряку была необходима срочная хирургическая помощь. В итоге - летальный исход и пожилая одинокая мать, оставшаяся на берегу без всякой помощи.

Вообще родственников моряков, погибших в результате нарушения антиалкогольной политики компании остаётся искренне пожалеть. Ведь в этом случае добиться от работодателя или страховщика причитающихся выплат практически невозможно, потому что вины работодателя здесь нет.

Л.Люлина
Орг.отдел КРО РПСМ

 

28.08.2019