ДЕЛО ПОД ФЛАГОМ НИДЕРЛАНДОВ

Со второй волной «ковида» у профсоюза опять прибавилось дел. Причём, если весной подавляющее количество жалоб было связанно напрямую с пандемией - списанием и репатриацией экипажей - то сейчас, осенью, в основном, это - производственные травмы, болезни и, к сожалению, смерти, которые, в общем-то, к эпидемиологической ситуации по бумагам не относятся, но как это на самом деле, мы будем выяснять ещё долго.
Одним из новых кейсов, причём не в смысле нового по очерёдности, а смысле нового по прецедентности, стал случай гибели моряка, работавшего на судне под флагом Нидерландов.

В профсоюз обратились члены семьи погибшего моряка с просьбой помочь в получении компенсации, предусмотренной коллективным договором.
Однако как оказалось, это дело, из-за голландского флага, имеет много отличий в нормативно правовом аспекте от других дел, связанных с иностранными флагами, в том числе и «удобными».

По нашему мнению, учитывая тот факт, что на судах голландских судовладельцев работает огромное количество российских моряков, информацию, содержащуюся в этой статье, морякам стоит хорошенько изучить.

Сразу отметим, что на данный момент ситуация уже несколько недель находится на стадии собирания информации правового характера о размере и порядке выплаты компенсации морякам или членам их семей. Как оказалось, данную категорию правовых норм не так-то просто найти. Она, можно сказать, скрыта из общего доступа. При всём при этом, напомним, что в данном случае на судне имеется коллективный договор голландского профсоюза с судовладельцем, что всегда и в любом случае является для моряка единственной гарантией на достойные условия труда, в том числе оплату больничного или получения компенсации.
Однако, как оказалось, именно для российских моряков среди всех плюсов работы есть и минусы, а точнее, риски. Самый главный из которых - тот факт, что все российские моряки, в соответствии с законодательством Евросоюза, являются "NON-EU", другими словами, негражданами Евросоюза.

Дело в том, что условия труда именно моряков "NON-EU" регулируются отдельным типом коллективного договора "NEMEA CBA". Данный договор заключается между Ассоциацией нидерландских морских работодателей и профсоюзом "Наутилус" (Роттердам).
Сам по себе этот документ является смесью национального законодательства в сфере труда Нидерландов, норм MLC-2006 и условий труда, прописанных в формах коллективных договоров МФТ.
Из плюсов - оплата, овертаймы, работа и отдых - всё установлено на должном уровне.
Оплата по больничному высчитывается по более сложной схеме, нежели чем в коллективных договорах МФТ: пока моряка не отправили домой, ему до 12-ти недель продолжают платить зарплату.

После этого, в случае продолжающегося лечения, оплата больничного высчитывается по формуле 8/12 х 80% от общего размера ежемесячной зарплаты моряка - период до 52 недель. А если и после этого моряк не будет реабилитирован по здоровью, то он в период до 3-х лет будет иметь право на выплаты в размере 70% от зарплаты. По прошествии этих трёх лет, в случае, если моряк так и не выздоровеет, ему будут должны разово выплатить сумму в размере трёхлетнего заработка.
Бесспорно, такие условия оплаты больничного являются очень хорошими по сравнению с любыми другими.

Главным фактором, подтверждающим право на выплаты, будет именно причастность к производству. Соответственно, если человек потеряет здоровье по естественным причинам, таким, например, как инфаркт, инсульт или рак, то причастность к производству придется обосновывать в суде города Роттердам. Что для российского моряка является практически невозможным.

Вторая правовая яма подстерегает семью моряка при самом тяжёлом случае - смерти моряка. Здесь всё подпадает под нормы Гражданского Кодекса Нидерландов, которые, как мы говорили ранее, покрыты тайной, так как именно этот раздел ГК скрыт от общего доступа на всех имеющихся сайтах. На данный момент мы пытаемся их получить и детально изучить. К большому сожалению, по имеющейся ранее практике подобных случаев, компенсации за смерть оставляют желать лучшего. Но так ли это должно быть на самом деле, мы пытаемся выяснить уже несколько недель.
Обычно в обязанности судовладельца входило оплатить расходы по доставке тела и мизерная разовая выплата. Однако, что же действительно входит в обязанности владельца судна, работающего под флагом Нидерландов, надеемся, мы всё-таки в скором времени узнаем.

Но абсолютно всегда единственным весомым фактором в проблемной ситуации для российского моряка остаётся вовсе не юридическая тонкость тех или иных коллективных договоров или их отсутствие.
Этим фактором является членство в профсоюзе.

Юридический отдел КРО РПСМ,
инспектор труда РПСМ
Пётр Дзендзелюк