КРУИЗНАЯ ИНДУСТРИЯ МЕДЛЕННО ТОНЕТ

На фото: Карта стоящих в отстое круизных судов. Ярко-голубые точки - круизные лайнеры, "пришпиленные" к стоянке.

Вспоминая прошедший год, угробивший круизную индустрию, остановимся на основных вехах.

Тогда для многих людей сообщения западных СМИ о круизных лайнерах, зараженных вирусом, были первым, что они услышали о COVID-19.
Или они тогда впервые серьезно отнеслись к новому коронавирусу.
Любители зимнего солнца, отправившиеся в отпуск своей мечты, внезапно оказались в заточении в море, застряв в компактных каютах, в которых можно было поспать и принять душ, но которые внезапно превратились в клаустрофобные камеры, потому что не разрешалось их покидать.
Круизные лайнеры действовали как чашки Петри для нового вируса.



Тогда, в начале февраля, изображения Diamond Princess, помещенной в карантин у о.Иокогама, стали самыми просматриваемыми - фото круизного лайнера, на котором оказалось более 700 случаев заражения коронавирусом, - больше, чем в любой другой стране, не считая Китая на тот момент, - вызывали сильные эмоции. Доктор Энтони Фаучи, ведущий эксперт по инфекционным заболеваниям США, был весьма откровенен: «Люди на большом корабле все вместе - лучшего инкубатора для инфекции и не придумаешь».

Почти тогда же, 14 марта, Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) издали приказ о запрете на отправку судов в США, но его влияние изначально было ограниченным. Возможно поэтому, 15 марта лайнер Greg Mortimer, принадлежащий австралийскому судовладельцу, отошёл из Аргентины в круиз по Антарктике, не обращая внимания на этот запрет. 
Первый пассажир заболел 22 марта. Когда же 27 марта судно встало на якорь в Монтевидео, уже более половины пассажиров и членов экипажа дали положительный результат на COVID-19. 10 апреля 127-ми пассажирам (некоторые из которых были инфицированы) было разрешено высадиться и улететь домой в свои страны по всему миру. Заразившийся судовой врач был доставлен в реанимацию в Монтевидео вместе с филиппинским членом экипажа, который позже скончался.
Для пассажиров круиз, больше похожий на заточение, закончился примерно через две недели. Но для экипажа Greg Mortimer мучения только начинались.

Изоляция от ада

Десятки тысяч членов экипажей круизных лайнеров, запертые на несколько недель в крошечных каютах без окон, постигла участь худшая, чем даже самая строгая изоляция на берегу. По оценкам CDC, только в апреле около 80 000 членов экипажей застряли на круизных судах у побережья США. Правительства запретили морякам высаживаться, чтобы предотвратить новые случаи заражения COVID-19 в своих странах, даже несмотря на то, что моряки находились в карантине гораздо дольше 14 дней. Хотя некоторые действительно заразились и умерли, подавляющее большинство, вероятно, смогли уберечься от инфекции, но все равно не могли вернуться домой.
Тысячи людей находились в море в течение многих месяцев, и их контракты фактически были расторгнуты. Многим больше не платили. Условия высадки были до крайности строгими: круизные компании были обязаны доставить каждого члена экипажа домой чартерным самолетом или частным автомобилем, не используя арендованные транспортные средства, общественный транспорт или такси. CDC даже потребовал, чтобы руководители компаний несли уголовную ответственность, если члены экипажа не выполняли приказы органов здравоохранения.
Через какое-то время большинство экипажей, к счастью, были освобождены из заточения и разъехались по домам. То, что они оставили после себя, помимо якобы безопасной работы — это пустые громады бывших дворцов удовольствий.

Стоящий на якоре и пустой

Те, что раньше безостановочно работали и приносили огромные прибыли, теперь ютились на якорных стоянках в бездействии у побережья Флориды, в Карибском бассейне, у Багамских островов, в Средиземном море, в азиатских водах, у берегов Австралии или в южной части Тихого океана.
Снимки со спутников рисуют удручающую картину для владельцев круизных судов, операторов и потенциальных путешественников.

В то время, как первоначальный запрет CDC на круизы действовал только в течение месяца с середины марта, затем  стало выглядеть уже более реалистично. Например, Carnival Cruise Line, вторая по величине в мире по пассажиропотоку, в конце июня объявила, что отменяет все круизы по Северной Америке в августе и сентябре, и не планирует возвращаться в эксплуатацию до октября. Шесть месяцев нулевой прибыли в отрасли с огромными капитальными затратами превратили крупные заработки в столь же крупные обязательства. В конце концов, суда, стоящие на якоре, должны постоянно поддерживать свои вспомогательные двигатели в рабочем состоянии, таким образом постепенно истощая финансы круизной компании.

- Неудивительно, что круизная индустрия считает необходимым консолидацию флота.
Так, например, круизный гигант Carnival Corporation, мировой лидер с примерно 100 судами, объявил, что намерен избавиться, по меньшей мере, от шести своих судов.
Norwegian Cruise Line Holdings, занимающие третье место в мире, также заявили о вероятности вывода некоторых своих судов из эксплуатации. Скорее всего, это будут старые суда, которые будут списаны или, возможно, проданы более мелким круизным линиям – если найдутся желающие. В проигрыше, скорее всего, окажутся круизные компании, предпочитающие использование небольших судов. Например, двухлетняя Symphony of the Seas компании Royal Caribbean почти в пять раз больше, чем самый старый корабль линейки Empress of the Seas. Хотя экономия за счет масштаба становится более важной, чем когда-либо, тем не менее в отрасли, стоящей перед неопределенным будущим, пока непонятно, кто выживет.

Круизная индустрия: Quo Vadis (что дальше)?

  • До пандемии круизная индустрия процветала. Было заказано более 120 судов, во что было инвестировано около 69 миллиардов долларов США.
    Теперь круизная индустрия и специализированные верфи, такие как Meier Werft с верфями в Германии и Финляндии, столкнулись с тройной угрозой: вернется ли путешествующая публика? «Потопят» ли экологи и заинтересованные политики круизное судоходство? Захотят ли путешественники вновь направиться в перегруженные туристические направления, например такие как Венеция, Барселона или Сейшельские острова?
  • Что касается туристов-круизеров.
    Опрос, проведенный британской газетой The Independent в апреле, показал, что трое из десяти,побывавших ранее в круизах, больше не туда не собираются.
    По словам Тары С. Смит, профессора эпидемиологии в Университете штата Кент, США, круизные суда повышают риск заражения, отчасти из-за тесноты, а отчасти из-за того, что пассажиры никак не влияют на гигиенические стандарты круизной компании.
    Экологические активисты также уже давно воюют с круизной индустрией, как основным загрязнителем, например, по поводу сброса необработанных отходов, мусора и нефтесодержащих льяльных вод в мировой океан или за счет выбросов CO 2 с судов.
    Хотя в последние годы отрасль сообща улучшила свои экологические показатели, сейчас она сталкивается с новой политической угрозой.
    Представитель США Джеки Спайер спонсирует законопроект "Закон о честности круизов", направленный на реформирование эксплуатации круизных судов и резкое ограничение всех выбросов. Шпейер не считает, что круизы должны возобновиться в ближайшее время, и соглашается с эпидемиологом CDC Синди Фридман: “Никто не должен путешествовать на круизных судах во время этой пандемии. Полная остановка”.
  • А что насчет любимых направлений круизеров? Жители Венеции и Барселоны, например, протестовали против слишком большого количества круизных туристов задолго до начала пандемии, а теперь даже жители Сейшельских островов, где туризм составлял 25,5% ВВП в 2019 году, приняли закон о запрете посещения круизными судами до 2022 года. 
  • Итак, есть ли будущее у круизного судоходства? На данный момент еще слишком рано прогнозировать шансы отрасли на выживание с какой-либо степенью уверенности.
    Прошлая история круизной индустрии, однако, может оставлять некоторый простор для оптимизма: например, в 1960-х годах количество пассажирских перевозок упало на целых 60% после введения массовых авиаперелетов и доступных пакетных путевок. Тогда казалось, что у круизных путешествий нет будущего.
    Тем не менее, индустрия не только выжила, но и действительно процветала благодаря инновационным проектам судов, целевому маркетингу и концепции круизов для всех.
    Эта отрасль унаследовала устойчивую силу, и новая норма путешествий после короны вполне может привести к возрождению круизной индустрии - но только с радикально пересмотренными концепциями гигиены и повышенной степенью бережного отношения к окружающей среде.
  • В июле Германия объявила о стратегии возобновления круизного туризма.
    Благодаря своей руководящей концепции, Германия стала одной из первых стран, которые немного приоткрыли путь к реальному возвращению круизной индустрии. Судоходная компания TUI уже объявила о том, что в конце июля предложит круизы на Mein Schiff 2. Крупная судоходная компания AIDA постепенно возобновит свой бизнес в августе с коротких рейсов на круизных лайнерах Aidaperla, Aidamar и Aidablu.

    По материалам FleetMon.com