ОЧЕНЬ КОРОТКО ОБ ОЧЕНЬ ВАЖНОМ. КОМПЕНСАЦИИ РОССИЙСКИМ МОРЯКАМ

Уровень риска, связанный с получением травм, потерей здоровья, а также смертности в судоходной отрасли значительно выше, чем среди любой другой популярной рабочей деятельности. Например, согласно официальной статистике британского торгового флота за 2003–2012 годы, показатель несчастных случаев со смертельным исходом на рабочем месте среди моряков равен 14,5 на 100 000 человек, то есть, в 21 раз выше, чем у работников других сфер деятельности. Например, в 4,7 раза больше, чем в строительной отрасли и в 13 раз больше, чем в обрабатывающей промышленности.

Аналогичных исследований и статистических данных по России, к сожалению, найти не удалось - либо их нет, либо они под грифом секретности. Но можно предположить, что если отличия и есть, то они незначительные: общая картина будет схожей.

Тем не менее, вопросы, касающиеся прав российских моряков в вышеуказанных случаях, до сих пор не привлекали значительного

ОЧЕНЬ КОРОТКО ОБ ОЧЕНЬ ВАЖНОМ

КОМПЕНСАЦИИ РОССИЙСКИМ МОРЯКАМ

общественное внимание к этой острой проблеме. При этом совершенно очевидно, что моряки чаще подвергаются более высокому риску получения травм на работе по сравнению с береговыми работниками.

В результате происшествий и несчастных случаев на производстве в море моряки и их семьи зачастую становятся лицами, понёсшими не только физический, но и моральный вред. Другими словами, им наносится физический и финансовый вред, а также психические страдания.

Безусловно, такие факты должны являться неоспоримым основанием для получения возмещения нанесённого морального вреда от работодателя, страховой компании либо от страховых фондов.

Тем не менее, чтобы получить возмещение, моряки и их семьи чаще всего вынуждены отстаивать свои права в соответствующих судебных органах, либо же соглашаться на внесудебные компенсации, которые , по сравнению с положенными, значительно меньше.    

Почему же так происходит?

На самом деле причин целая тьма. Как правило, моряки нанимаются на длительные, но не постоянные контракты. Также их можно, как и нанимать, так и увольнять по желанию работодателя. Более половины российских моряков работают по срочным трудовым договорам или, как принято говорить в морском сообществе – по контрактам на один рейс.

Кроме этого, большую роль влияет юрисдикция трудовых отношений: «удобные» и «национальные» флаги, страна юридического адреса судовладельца, гражданство моряка, территориальное место происшествия.

Вдобавок, любой процесс взыскания компенсаций забюрократизирован и не прозрачен.

Например, если несчастный случай произошёл в территориальных водах США, претензии моряков о компенсации могут подпадать под юрисдикцию адмиралтейства США, где применяется законодательство США. Там моряки имеют особый статус в американском законодательстве, а их производственные травмы регулируются законом Джонса. Этот документ отграничивает моряков от общего трудового законодательства США и уводит их в специальную юрисдикцию адмиралтейства.

Британские моряки, которые работают в Великобритании или любой другой стране ЕС, или Норвегии, при получении травмы имеют право на пособие по потере трудоспособности на производстве из фонда национального страхования. А моряки, работающие на британских судах, и британские моряки, работающие на некоторых небританских судах, имеют равный доступ к системе социального обеспечения. Таким образом, в некоторых регионах моряки-иностранцы имеют равные права с местными работниками государств флага.

Но так, отнюдь, не везде.

Россия является одним из основных поставщиков моряков на мировой рынок судоходства. А российские моряки - это не только основная рабочая сила для отечественной транспортной отрасли, но и одна из основных рабочих сил в мировой судоходной отрасли.

На судах под Российским флагом работники, в подавляющем большинстве, застрахованы государством, т.е. должны быть обеспечены бесплатной медициной и пособием по инвалидности, компенсацией по потере кормильца. Причём степень потери трудоспособности или профпригодности устанавливается комиссией, подведомственной ФСС РФ, на основании справки по форме Н1, которую ни один иностранный судовладелец предоставить не сможет. Вдобавок моряк, работавший под иностранным флагом, в России будет считаться практически безработным, так как его работодатель не производил социальные отчисления. Следовательно, если право и будет, то только на минимальное пособие, а про компенсации придётся вообще забыть.

Однако многие российские моряки, работающие под удобным флагом, работают на судах под коллективными договорами МФТ, а этот факт даёт право на возмещение убытков, среди которых: компенсация медицинских расходов, оплата больничного, компенсация в результате смерти, инвалидности и психической травмы, а также другие расходы, возникающие в связи со случившемся. Но и в этом случае, чаще всего, добиться положенного будет не просто. Проблемой будет опять же являться неотформатированность российского законодательства под международные правовые нормы.

Порой, когда моряк или его семья сталкивается с этим и без того сложным процессом, они, по прошествии нескольких месяцев, соглашаются принять компенсацию, предложенную клубом P&I. Так как даже разбирательства с неоспоримыми основаниями для получения компенсации затягиваются на долгие месяцы, а без грамотной правовой поддержки могут и вовсе длиться несколько лет. Ведь даже опытный гражданско-правовой юрист или адвокат, не имеющий хорошего опыта в делах, связанных с судоходной отраслью, в ходе процесса будет допускать ошибки и попадаться в правовые ловушки ответчика.

Но, к счастью, в такой тяжёлой ситуации морякам и членам их семей есть к кому обратиться за грамотной юридической поддержкой. 

Российский профсоюз моряков является активным участником борьбы за права и благополучие моряков и членов их семей в этой системе компенсации как на международной арене, так и внутри России. А у профсоюзных юристов уже давно есть за плечами солидный опыт в разнообразных спорах, связанных с морской отраслью и не только. Мы всегда сможем оценить ту или иную ситуацию с правовой точки зрения и предоставить консультацию всем морякам.

Однако главным моментом для получения полноценной правовой поддержки остаётся факт членства в РПСМ. В противном случае у профсоюза не будет права быть уполномоченным представителем моряка или членов его семьи.


Юридический отдел КРО РПСМ,
инспектор труда РПСМ
Пётр Дзендзелюк