ОТПУСК НА БОРТУ

С 15 июня моряки мирового флота получили право на оплачиваемый отпуск, не сходя с места, то есть, прямо в рейсе.

«В том случае, если у моряка закончился трудовой договор, но он не может сойти с судна по причине действующих в порту захода ограничений, моряк, по желанию, имеет право стать пассажиром с начислением и выплатой основной ставки до момента возвращения домой».

Это право провозгласила ITF, Международная Федерация Транспортных рабочих, после консультаций с международным сообществом судовладельцев, операторов, различных благотворительных и правозащитных организаций.

 Ещё три месяца назад, когда ВОЗ, Всемирная Организация Здравоохранения, объявила пандемию бедствием мирового масштаба, границы и аэропорты стремительно закрылись. Правительства и международные работодатели получили право оправдать любой произвол ссылкой на «форс-мажор». И тогда, три месяца назад, у морских профсоюзов была надежда разрулить все проблемы до начала лета. Причём весь этот период и ITF, и все вышеуказанные прошли длинный путь и постарались реализовать множество предложений.

Например, был проект признать работников мирового флота «ключевыми персонами» - по факту это действительно так, но, по сути, предложение уравнять в правах моряков с дипломатами, с аналогичным правом упрощённого транзита туда-сюда-обратно, такое предложение быстро не принять.

В тот период ITF внесла также несколько дополнений в действующий коллективный договор, предусматривающий послабления и компенсации для тех, кто уже подписал контракт, но не может прибыть на судно; для тех, кто уже сдал дела замене, но уйти не может, потому что берег закрыт; и ещё пара пунктов.

Главным был мораторий на безусловное исполнение действующего коллективного договора МФТ в части репатриации моряка. Три месяца казались большим сроком, чтобы и пандемия сошла на нет, и власти, правительства и прочее мировое сообщество отнеслись бы к проблеме возвращения домой ответственно, добросовестно и как будто для своих избирателей.

В ходе этого льготного периода было много конфликтов и множество маленьких трагедий. Моряки прыгали с борта судов, прибегали к другим способам самоубийства, обусловленного отчаянием, безысходностью и психологическим сломом. На судах происходили массовые голодовки, и даже вспыхивал бунт такой силы, что капитан поворачивал судно и груз в ближайший порт, наплевав на все приказы. Были случаи, когда экипажи просто отказывались плыть дальше прям посередине какого-нибудь океана.

Три месяца прошло, но изменилось немногое. Клочок земного шара, где относительно беспрепятственно можно смениться – и даже выйти в город! – это Западная Европа, часть Восточной, Канада, Австралия и выборочно порты США.

Если учесть, что визовые центры и посольства весь период не работали, то указанный перечень сужается исключительно до некоторых портов Западной Европы, где действуют хоть какие-то авиасообщения. Но мировой флот работает-то по всему наглухо заколоченному земному шарику.

В безнадёжной Юго-Восточной Азии и панической, по отношению к «понаехам», Латинской Америке – а если ваше судно работает в тех краях, как смениться или получить медицинскую помощь?

Наконец, теперь, когда страны ЕС как-то там приоткрываются, выясняется, что Африка и весь прочий третий мир, наоборот, наглухо закрываются. И плевать хотели на международные нормы и каких-то плавающих «гастарбайтеров», плевать хотели на элементарный здравый смысл: если не будет моряков, не будет у вас никакого груза.

Такая сложилась ситуация к моменту, когда решение ITF, как говорится, опрокинуло стол, за которым торжественно сидели все участники международной морской торговли. Очевидно, когда легла одна костяшка, ляжет и следующая, и какой в скорой перспективе ожидается эффект, сказать трудно. Но для моряков хуже уже не будет, для них «форс-мажор» длится уже три месяца с лишним.

Вадим Мамонтов