ПОЛУНДРА, ВЫ РАБОТАЕТЕ ПОД ФЛАГОМ НИДЕРЛАНДЫ

Голландия дала морякам многое – причём это не только вклад в развитие технологий и судостроения, но даже тельняшки.

Российским же морякам всегда рады на судах, работающих под флагом Нидерландов.

Однако именно для российских моряков среди всех плюсов работы на голландцах, есть и минусы, а точнее риски. Самый главный из которых - тот факт, что все российские моряки являются "NON-EU", другими словами негражданами Евросоюза.

Стоит отметить, что не раз уже возникала ситуация, в которой моряки или члены их семей, обратившиеся с жалобой в профсоюз, были сильно поражены, различиями, например, в размере компенсации, полагающейся за травму на работе. 

Мы не раз слышали от них возмущённые вопросы:

- А как же международные конвенции?

- А как же "Айтиэф"?

Дело в том, что условия труда именно моряков "Non-EU" регулируются отдельным типом коллективного договора "NEMEA CBA". Данный договор заключается между Ассоциацией нидерландских морских работодателей и профсоюзом "Наутилус" (Роттердам).

Сам по себе этот документ является смесью национального законодательства в сфере труда Нидерландов, нормами КТМС 2006 и условий труда из форм коллективных договоров МФТ. 

Из плюсов - оплата, овертаймы, работа и отдых - всё установлено на должном уровне.

Оплата по больничному, высчитывается по более сложной схеме нежили чем в коллективных договорах МФТ: пока моряка не отправили домой, ему до 12-ти недель продолжают платить зарплату.
После этого, в случае продолжающегося лечения, оплата больничного высчитывается по формуле 8/12 х 80% от общего размера ежемесячной зарплаты моряка - период до 52 недель. А если после этого моряк не будет реабилитирован по здоровью, ещё в период до 3-х лет моряк будет иметь право на выплаты в размере 70% от зарплаты. По прошествии этих трёх лет, в случае, если моряк так и не выздоровеет, ему будут должны разово выплатить сумму в размере трёхлетнего заработка.

Бесспорно, такие условия оплаты больничного являются очень хорошими по сравнению с любыми другими.

Главным фактором о праве на выплаты будет является именно причастность к производству. Соответственно, если человек потеряет здоровье по естественным причинам, такими как, например, инфаркт, инсульт или рак, то причастность к производству придется обосновывать в суде города Роттердам. Что для российского моряка является практически невозможным.

Вторая правовая яма подстерегает семью моряка при самом тяжёлом случае - смерти моряка. Здесь всё подпадает под нормы гражданского кодекса Нидерландов, которые покрыты тайной, так как именно этот раздел ГК скрыт от общего доступа на всех имеющихся сайтах. На данный момент мы пытаемся их получить и детально изучить. К большому сожалению, по имеющейся ранее практике подобных случаев, компенсации за смерть оставляют желать лучшего.
В обязанности судовладельца обычно входило оплатить расходы по доставке тела и мизерная разовая выплата. Однако, что в действительности входит в обязанности судовладельца судна, работающего под флагом Нидерландов, мы узнаем в скором времени.

Единственным весомым фактором в проблемной ситуации для российского моряка остаётся вовсе не юридическая тонкость тех или иных коллективных договоров или их отсутствие.
Этим фактором является членство в профсоюзе.

Юридический отдел КРО РПСМ,
инспектор труда РПСМ
Пётр Дзендзелюк