СИСТЕМА ГОСУДАРСТВ ФЛАГА НУЖДАЕТСЯ В РЕФОРМАХ

На сегодняшний день в базе данных Международной организации труда (МОТ) числится более 200 неурегулированных случаев оставления судов. При этом в Международной федерации транспортников (МФТ) считают, что в действительности их гораздо больше, поскольку часто сообщения о проблеме поступают только через несколько месяцев. Во многом причиной такого количества брошенных экипажей, которым месяцами, а порой и годами, приходится оставаться на борту, является несовершенство существующей системы, в которой абсолютно любая страна может продавать свой флаг судовладельцам. Однако далеко не каждая из них готова вмешаться, когда на зарегистрированном теплоходе начинаются серьезные проблемы.

Так, все суверенные государства пользуются равным правом регистрации судов под своим флагом в соответствии с многовековой международной практикой, подкрепленной законами. Однако из этого в отрасли были сделаны ложные выводы. Первый – что поскольку такое право существует, все страны должны его реализовать. И второй – что если государство, на самом деле слабо заинтересованное в торговом судоходстве, решит «сдать в аренду» свою национальность, то никто не может этому воспрепятствовать.

Сложившаяся система приводит к ужасным последствиям для членов экипажей, ответственность за судьбу которых не хочет брать ни одно государство. Например, на борту судна в одном из портов Красного моря уже больше трех лет в одиночку живет моряк – без топлива, электронных средств связи и нормальных продуктов. Спасается он тем, что собирает дождевую воду и ловит рыбу прямо с палубы. Оставить судно ему не дают: страна, где он застрял, как и многие другие государства порта, не позволяет последнему члену экипажа покинуть брошенный теплоход. Ведь они считают, что если на борту не будет хотя бы одного человека с символической обязанностью наблюдать за гниющим судном, то может случиться что-то плохое. Тем не менее иногда он все же оставляет свой «пост». В МФТ сообщают, что время от времени моряк складывает одежду в полиэтиленовые пакеты и плывет к берегу, где сотрудники благотворительных организаций снабжают его продуктами.

Этот случай – конечно, крайность, но практически на всех брошенных судах моряки страдают от отсутствия пищи и предметов первой необходимости, не говоря уже о чем-то большем. Это неизбежный результат действующей системы, позволяющей регистрировать теплоходы под флагом стран, для которых морское судоходство не представляет значительного интереса. В итоге владелец бросает судно, а государство флага, расценивающее его как обычного покупателя услуги, не видит причин брать на себя ответственность за теплоход и команду, тем более, когда перестает получать регистрационные сборы. Поэтому стоит задуматься, почему право любого государства выдавать свой флаг было возведено в ранг абсолютного, и не стоит ли его пересмотреть?

Существует несколько предложений по реформированию действующей системы, которые, возможно, позволят избавиться или хотя бы сократить распространенность этих проблем. Некоторые из них предусматривают создание максимально упрощенной модели, когда каждый теплоход ходит под флагом страны судовладельца с местным экипажем. Однако на практике даже самые суровые критики системы государств флага сосредоточили свои программы реформирования не столько на вопросе национальной принадлежности судов, сколько на обеспечении государствами флага соблюдения основных прав человека и трудовых прав, а также международных норм безопасности и охраны окружающей среды.

В Российском профсоюзе моряков отмечают: текущее положение дел, когда некоторые страны отказываются выполнять свои обязательства перед моряками, недопустимо. Как и практика оставлять часть экипажа на борту в нечеловеческих условиях, если судно давно брошено. Поэтому текущая система нуждается в срочном пересмотре, ведь с каждым годом оставленных моряков становится только больше.

По материалам сатй Российского профсоюза моряков и tradewindsnews.com