Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

Новости со 2-го якорного причала порта Копенгаген

История конфликта.
 
Транспортный рефрижератор «Алекса» принадлежит офшорной компании «Уайт Хаус Маритайм», регистрация в Сент-Винсенте, и с 1996 года комплектуется калининградскими моряками через различные местные агентства по найму. Причем у судовладельца периодически возникала проблема со своевременной выплатой зарплаты. По этой причине в 1998 году «Алекса» была арестована в Калининградском порту по иску местного отделения Российского профсоюза моряков: арест был снят после полного погашения задолженности. В 2002 году в Норвегии судно было бойкотировано местной инспекцией ITF (Международной Федерации Транспортников), и экипажу также была выплачена зарплата полностью. 
           
В январе этого года нынешний экипаж подписал контракты в местном агентстве ПО «Нептун» (действующем «от имени и по поручению иностранного работодателя»), отправился в рейс. Теперь выясняется, что в составе экипажа оказались и те, кто не получил зарплату за предыдущий рейс. Кроме того, в настоящее время на берегу обретается полтора десятка моряков, в разное время работавших на «Алексе» и тоже не получивших зарплату.
           
В ходе этого рейса транспортный рефрижератор «Алекса» работал в Северо-Восточной Атлантике, пробавляясь случайным фрахтом мороженой рыбопродукции. Все это время экипаж зарплату не получал. В апреле судно зашло за грузом на Фарерские острова и поскольку опоздало, то и застряло надолго в ожидании следующего фрахта.
           
Тем временем, на других судах, также управляемых В. Виноградовым, восстали моряки, не получавшие зарплату. В апреле в Калининградском порту профсоюз моряков провел забастовку на судне «Карат Рифер» (флаг Белиз): после чего большая часть экипажа получила зарплату и списалась с судна, а часть меньшая остается на борту, удерживая судно по условиям соглашения, подписанного между судовладельцем и профсоюзом. В том же месяце экипаж судна «Санни Джейн» отказался выходить из порта Лас-Пальмас. И лишь после погашения задолженности рейс этого судна состоялся.
           
Несомненно, такие известия дошли и до моряков «Алексы». Поэтому уже в мае экипаж предъявил судовладельцу категоричное требование произвести расчет в течение двух недель. Уговоры подождать еще немного или следовать в порт Санкт-Петербург на моряков не подействовали.
           
По нашим данным, неделю назад экипаж заключил – причем по телефону  - соглашение о защите своих интересов с датским адвокатом из Копенгагена Джоном Калке (John Kahlke). 
           
Для того, чтобы адвокат мог исполнить свои обязанности, судно, по условиям договора, «должно быть доставлено в зону действия датской юрисдикции» (Фарерские острова имеют определенный суверенитет и свою специфику законодательства).
           
Вот так и состоялась доставка силами экипажа, отказавшегося подчиняться судовладельцу и, соответственно, приватизировавшего пароход на время перехода от Фарер до Копенгагена.
 
Вероятный прогноз.
 
Конечно, декларация судовладельца приступить к погашению задолженности через 5-10 дней,  датского адвоката вряд ли устроит. Поэтому сегодня состоится судебное решение об аресте «Алексы» в качестве залога по обеспечению «морского требования».
           
Одновременно с этим судовладелец предъявит встречный иск против экипажа, вследствие чего вынесение судебного решения – и, значит, судебное постановление о выплате зарплаты морякам – состоится не скоро. К тому же,  по словам адвокатов, представляющих интересы судовладельца,  датский суд потребует от истца (адвоката моряков) перечислить на депозит залоговую сумму, составляющую определенный процент от коммерческой стоимости «Алексы». Вдобавок период рассмотрения спора датской юрисдикции составляет срок не менее 9-ти месяцев: причем при обычном, то есть, не отягощенном встречными возражениями, споре.
           
Короче, морякам придется стать вынужденными гостьями Дании на неопределенный период времени. Хотя датская инспекция МФТ уже заявила о намерении организовать гуманитарную помощь в пользу граждан РФ.
           
После событий на борту судна «Шаранда» в Испании это становится уже доброй международной традицией.
           
Вместе с тем, обвинение экипажа в угоне судна – вещь серьезная.
           
В 2002 году калининградские экипажи траулеров «Бриск» и «Ардент» (судовладелец – некто Студзиловский, гражданин США) угнали свои суда из Мозамбика в ЮАР, порт Дурбан. Ребята обосновали свое «пиратство» задолженностью по зарплате и получили от судовладельца встречный иск с обвинением в краже собственности,  причинении материального ущерба и убытках вследствие несостоявшегося фрахта.
           
Решение окружного суда в Кейптауне было таким. Суд признал право на зарплату, однако  не признал прав на распоряжение чужой собственностью, особенно в условиях, когда такое «незаконное владение» является безответственным и угрожает  безопасности судоходства. Поэтому моряки получили лишь авиабилеты до Калининграда, зарплата была взыскана в пользу судовладельца.
           
Остается надеяться, что в юрисдикции Дании все пройдет иначе.
 
председатель Совета КР(Т)ОО РПСМ
Вадим Мамонтов
 

27.06.2006