Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

"ОКЕЙ ГУГЛ!": КТО ТАКОЙ КАДЕТ?

Одним из довольно часто встречающихся вопросов в ходе инспекции труда на судах в порту Калининград является пристальное изучение условий труда кадетов старше 21 года. 

Дело в том, что, согласно политике МФТ, случаи социального демпинга должны пресекаться. 

Вот один из нехитрых примеров: работодатель оформляет совсем не юного моряка кадетом, тот пашет один за двоих матросов по шестнадцать часов, а получает при этом как стажёр. Зарплата стажёра обычно 200-400 долларов США, а у матроса не меньше тысячи. 

Поиски справедливости в вопросах о кадетах иногда уходят в дебри философии, а решаются каждый раз разными способами. И вот почему. 
Практически во всех коллективных договорах МФТ имеется пункт, в котором говорится, что труд любого моряка, - кроме стажёра - работающего в машине или на палубе, возраст которого 21 год и старше, должен оплачиваться, исходя из ставки не меньшей, чем ставка матроса. 

Именно этот пункт и является тем самым щитом, который защищает моряков от "плачу сколько хочу". 

Но бывает так, что взрослый человек, поработав там-сям на берегу приходит к мысли, что нормально заработать получится только в море. Он отучивается «на моряка» и идёт проходить стажировку на судно. При этом он действительно проходит практику, а именно: четыре часа смотрит, четыре - работает, имеет два выходных и никаких овертаймов. 

Однако, в вышеуказанном пункте говорится о любой должности, в том числе и о кадетах. При этом, в некоторых компаниях в судовой роли так и написано - "DECK TRAINEE" (Палубный стажёр), а в некоторых - "DECK CADET" (Палубный кадет). Тут и начинаются недопонимания, особенно когда у такого сорокалетнего кадета по 120 часов переработки в месяц, а оклад стажерский. Такого работника ну никак "TRAINEE" не назовешь. В этом случае мы заставляем компанию рассчитаться с моряком сполна. 

В других, не столь очевидных ситуациях, мы требуем от компании доказательства, что взрослый кадет находится на борту с целью прохождения практики. А тут уж кто во что горазд: одни присылают соглашения по кадетам, естественно одобренные профсоюзом, другие - полностью переделывают контракты, исправляя должность. Например, так и произошло со всеми судами под удобным флагом Болгарского пароходства. Именно наша калининградская организация совершила эту маленькую революцию на болгарском торговом флоте. 

И это, отнюдь, не единственный яркий случай. 

Недавняя проверка принесла ещё один уникальный случай по кадетам в копилку нашей инспекции. Называть судно и компанию пока не будем, так как вопрос до конца не решён. Скажем только, что это довольно известный и, как нам раньше казалось, солидный судовладелец. На наш официальный запрос в компанию нам пришёл ответ от менеджера, что стажёр — это синоним слова кадет, а в подтверждение такому умозаключению, менеджер прикрепила ссылку на Википедию, посчитав, вероятно, наш запрос придиркой к мелочам. Однако, как мы знаем, именно в них кроется дьявол. Поэтому, как бы то ни было, в своей работе мы можем руководствоваться только юридически значимыми источниками, такими как Конвенции МОТ, разные легитимные договоры и т.п., а методы используем исключительно непротиворечащие праву третьих лиц. На наше замечание судовладельцу, что сайт Википедия к правовым источникам не относится, менеджер на нас обиделась и сказала, что кадетов вообще принимать больше не будет.
Вот такой судовладелец. 

На самом деле вопрос с кадетами - весьма серьёзный вопрос и, как показывает статистика - итог таких разбирательств приносит хорошие результаты. Где-то бумаги приводятся в порядок, где-то на таких кадетах перестают "кататься", в смысле нагружать их работой, которая к ним не относится, а где-то и пересчитывают всю зарплату с начала устройства на работу, а иногда даже переводят в "Ordinary Seamen". Мелочи? Для судовладельца - не знаю, а вот для моряка - точно нет. 

Пётр Дзендзелюк, 
Юридический отдел КРО РПСМ.

14.08.2019