Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ПОДУЛ ВЕТЕР СЕВЕРА

В порту Гдыня инспекция МФТ посетила сухогруз “Оникс” (IMO 9555321, флаг РФ).

Судно типа «река-море», судовладелец «Северо-Западное пароходство» («СЗП»), оператор из Нижнего Новгорода, а ещё один судовладелец обитает на Мальте.

Сводная Морская Конвенция MLC-2006 требует, чтобы у каждого моряка был трудовой контракт, поэтому он имеется у каждого, насчитывает двадцать страниц, составлен по проформе Минтруда РФ и читается на двух языках.

Указанная в нём зарплата является демпинговой, то есть, ниже международной планки.

Поясним, в чём суть.

Имеется установленный Международной Организацией Труда (ILO-МОТ) в 2016 году рекомендательный минимум зарплаты для моряков, работающих под национальным флагом.

Здесь всё разложено по составляющим. Начиная с компонента под названием “basic pay”, который для матроса установлен в 614 долларов США (с позиции матроса коэффициент пропорциональности зарплаты принимается равным единице), далее указаны и плюсуются, одна за другой, другие выплаты, и в итоге складывается 1078 долларов США в месяц.

Подчёркиваем, это минимальная планка, входит в требования Сводной Морской Конвенции, которую ратифицировала РФ (впрочем, Конвенция будет действовать и при ином раскладе, применяясь портовыми властями повсеместно в отношении тех государств, которые к ней почему-то не примкнули).

Так вот, по контракту матроса с борта «Оникс», если сложить все выплаты, то получится не более 40 тыс. руб., то есть, семьсот с лишним долларов. Разница за счет демпинга в пользу судовладельца с Мальты существенная.

Кстати, по такой причине пароходы «СЗП» попадают под акции и санкции в портах Скандинавии. И, конечно, начальство пытается усмотреть в очередном бойкоте своего судна либо происки, непонятно каких, конкурентов, либо заговор ЦРУ, а чаще всего и то, и другое в одном флаконе.

Так и в случае с Гдыней. Когда инспектор МФТ диагностирует «демпинг» и пишет запрос в пароходство, оттуда отвечают, что российское законодательство знать не знает, что такое “basic”. Зато у нас есть великолепный прожиточный минимум и замечательное требование, чтобы зарплата была не ниже минимального размера оплаты труда.

Который является нашим национальным. И  составляет, согласно Федеральному закону, 750 руб. или 132 доллара.

Поэтому судовладелец – в законе. Однако, не успокаиваясь на достигнутом, «СЗП» или Мальта на Волге, их не поймёшь, дополнительно и официально заявляют, что «Средняя зарплата моряка ОАО «СЗП» (с учетом всех надбавок и компенсаций) составляет сумму – около 1200 долларов США».

Интересно, что путем сложения цифр, указанных в контракте, эта цифра никак не рисуется. Рисуется другая, на треть ниже международной планки.

А ссылки на то, что судовладелец руководствуется нормами какого-то «регионального соглашения по зарплате в Санкт-Петербурге» или там правилами монгольского хорала, в международных водах и иностранном порту не действуют.

Вадим Мамонтов

14.06.2017