Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ НЕ БУДЕТ

Несмотря на некоторое оживление на судоходных рынках, роста расходов на оплату труда и содержание  экипажей судов пока не предвидится, поскольку судовладельцы и операторы продолжают испытывать финансовые трудности, а дефицит офицерских кадров пошёл на убыль, таким прогнозом поделилось в своем последнем докладе Manning Report авторитетное консультационное аналитическое агентство  «Drewry». Как отмечается, на фоне снижения уровня доверия к судоходной отрасли, с 2009 года рост зарплат практически остановился, а за последний год средняя ставка офицера торгового флота даже немного снизилась. И хотя в глобальном масштабе дефицит офицерских кадров остаётся, его уровень заметно  сократился за прошлый год. Добавим к этому тяжёлое финансовое положение в отрасли и получим стремление работодателей отрасли сдерживать расходы на оплату труда на приемлемом уровне.  Что касается средней ставки рядового состава, то здесь дела обстоят немного лучше. Так, за период 2016-2017  средняя (по всему миру) ставка моряка выросла примерно на 1%. Этот показатель не выбивается из тенденции, которая держится несколько последних лет.

Средние ставки капитана, второго помощника и второго механика на сухогрузах (US$ в месяц) в период с 2005 по 2017 гг.

В 2017 году оставались без изменения базовые ставки оплаты труда, установленные как Международной организацией труда (МОТ), так и Международной федерацией транспортных рабочих (ITF). Тем не менее, моряки «выиграли» от укрепления доллара США, поскольку большинство из них получают зарплату в этой валюте. «Вследствие падения цен на нефть, сократился спрос на офицерские кадры в секторе морской нефтедобычи, что и стало основным фактором ослабления напряжения в целом в  отношении  расходов на оплату труда моряков. Тогда как в ряде секторов, таких как CПГ-перевозки, где высок спрос на офицерские кадры специфической  квалификации и опыта, продолжается рост зарплат на уровне выше среднего, мы прогнозируем ситуацию, в которой будет превалировать  тенденция к снижению расходов на оплату труда экипажей, при этом ожидается, что в ближайшие пять лет повышение зарплаты не будет покрывать инфляцию», - комментирует Мартин Диксон (Martin Dixon), редактор доклада Manning Report и директор Research Products.

По оценкам Drewry, сегодняшний дефицит командного состава сократился на треть по сравнению с прошлым годом. На сегодня он составляет 13700 человек. Эти подсчёты сделаны на основе данных, охватывающих все сектора, весь мировой флот за исключением судов, не предназначенных для грузоперевозок — буксиров, пассажирских судов, а также небольших каботажных судов  - танкеров и балкеров менее 10тыс.dwt.  И наоборот, среди рядового состава стабильно наблюдается переизбыток кадров.  «Тем не менее, замедление темпов роста численности мирового флота и достаточный приток новых офицерских кадров обещают привести к тому, что через пять лет с дефицитом командного состава будет покончено, а к 2021 году и вовсе прогнозируется небольшой переизбыток», - добавил господин Диксон. «Однако мы считаем, что  опытные офицеры для работы на специализированных судах, таких как газовозы, будут по-прежнему в дефиците». 

Материал подготовлен редакцией  Информационного бюллетеня ЦИА РПСМ и Safety4sea.com

13.09.2017