Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

РАССКАЗЫ МОРЯКОВ ИЛИ О ТОМ, КАК КРЫМСКИЙ КАПИТАН НА ЧУЖБИНЕ СРОК МОТАЛ

Ранее мы уже подробно писали о проблемах, с которыми сталкиваются моряки из Крыма при устройстве на работу под "удобный" флаг. 

Сегодня, многие из них для того, чтобы работать в море, делают фиктивную прописку, паспорт и т.д. на "материковой" части России, а некоторые берут в рейс сразу два паспорта и оперируют ими по необходимости. 

Причина такого каламбура, довольно проста и понятна: если моряк русский крымчанин, то либо его просто не берут, либо рано или поздно его зарплата где-нибудь зависнет из-за санкций, так как в назначении платежа будет фигурировать Крым.

Сегодня мы расскажем историю, которой с нами поделился реальный моряк в ходе ITF-инспекции судов в порту Калининград. 

Капитан, проживающий в Керчи гражданин РФ, получил предложение на контракт на судне под флагом Либерии. Всё бы ничего, только, садиться на пароход ему пришлось во Франции, а для этого ему была необходима шенгенская виза. 

Капитан заблаговременно собрал и отправил все необходимые документы и консульские сборы для оформления Шенгена. Спустя некоторое время ему пришло уведомление об отказе в выдачи визы из консульства Франции. Естественно, никаких объяснений и ссылок на что-либо к отказу не прилагалось. В общем консул так решил и точка. Моряк не растерялся и быстренько попробовал удачи в консульстве Бельгии. Но и о туда ему пришла аналогичная бумажка. 

Тем временем судно уже подходило к французскому порту и нужно было что-то делать. Моряк связался с судовладельцем и рассказал ситуацию. Представитель компании, выслал моряку гарантийные письма, чтобы последний их предоставил французским пограничникам, мол тысячу раз так делали, беспокоиться не о чем.

Итак, капитан прилетел в Шарм Де Голь. 

Как ни странно, но французские службы безопасности государства не поняли юмора и прямо у стойки паспортного контроля надели на моряка наручники, а потом сопроводили в местный следственный изолятор. В нём моряк провел несколько поистине незабываемых дней в обществе кашляющих бомжей, других нелегалов и проституток. За то время, пока моряк сидел за решёткой и думал о том, как же так получилось, представители судовладельца каким-то чудом смогли уболтать местные власти выдать человеку транзитную визу. Слава Богу всё получилось, и капитан сейчас в рейсе. Но так бывает отнюдь не часто. Чаще всего визовому нарушителю светит задержание, депортация и запрет на въезд в Шенген минимум на пять лет.    

В моей жизни был похожий, но менее яркий случай на французской границе. В студенчестве я ездил по программе Work and Travel в США. Вылетали мы из Варшавы с пересадкой в Париже, обратно добирались по той же схеме. Польский консул для поездки выдал мне двухразовую транзитную визу. В варшавском аэропорту при вылете в Париж один транзит мне зачем-то закрыли, соответственно, когда прилетели обратно из США второй транзит тоже уже был использован. Пограничник долго смотрел в мой паспорт, но в итоге сам что-то исправил, заверил печатью и пропустил.

К счастью, здравый смысл у французов ещё остался. Думается, с кем-то ещё такой манёвр бы не прошёл и таких нелегалов, как я и этот капитан отработали бы по полной программе, а за эффективное реагирование компетентные лица получили бы славу, уважение и очередное звание. 

P.S.: 

В этой истории с капитаном есть ещё один интересный момент. Его рассказ, по своей сути, был неофициальной жалобой в профсоюз. По его мнению, именно на профсоюзе лежит какая-то вина за притеснения и проблемы крымских моряков. Однако сам этот моряк не является членом профсоюза, а судно не покрыто коллективным договором ITF. 

И эта ситуация его вполне устраивает. Более того, хоть он и наслышан о подвигах и случаях помощи профсоюза, в ряды РПСМ вступать он как-то не спешит - не видит очевидной выгоды для себя. Как мы все знаем профсоюз - это объединение работников, значит, чем больше работников в профсоюзе, тем он могущественнее и наоборот. В некоторых странах, например, Филиппинах, абсолютно каждый работник состоит в профсоюзе. Такие профсоюзы могут диктовать условия труда в пользу работников не только работодателю или Министерству труда, но и другим государствам, использующим труд филиппинцев. Наверное, каждому моряку известна крылатая фраза, что филиппинцев не обижают. Так, что профсоюз может влиять на те или иные обстоятельства, но эффективность всё-таки зависит от того, что в головах самих работников.

Пётр Дзендзелюк,
юридический отдел КРО РПСМ.

 

 

29.05.2019