Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

РЕШЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА ПО БОРЬБЕ С МОРСКИМ ПИРАТСТВОМ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ СОМАЛИ

За прошедшие пару недель были хорошие, плохие так и неоднозначные новости касательно пиратства. Хорошая новость заключается в том, что военно-морские силы ЕС EU Navfor проводят мероприятия по борьбе с сомалийскими пиратами на берегу. Плохие новости - всё идёт к тому, чтобы запретить выплату выкупов за освобождение моряков из пиратского плена. Неоднозначные новости - Международный Переговорный Форум IBF объявил территориальные воды Западной Африки Зоной высокого риска нападения морских пиратов на торговые суда. В конце марта Комитет по вопросам безопасности мореплавания и охраны окружающей среды Форума Азиатских судовладельцев ASF SNEC выразил «огромное недовольство и разочарование постоянно существующей угрозой нападения пиратов на торговые суда и их вооруженное ограбление, особенно в таких районах как территориальные воды Сомали, Аравийское море и Индийский океан, где промышляют сомалийские пираты». К тому же Комитет выразил озадаченность возрастающей угрозой совершения пиратских атак на суда у побережья Западной Африки, в особенности в районе Бенина и Нигерии. ASF выступил с предложением установки плавучих баз для организации погрузки-разгрузки военных на борт торговых судов с той целью, чтобы «обеспечить необходимый уровень защиты судна и экипажа на время перехода через пиратоопасную зону».
 
Если данный проект будет принят, то финансирование присутствия вооружённого военного персонала будет идти из ООН, управление и контроль за их деятельностью также будет осуществляться ООН. Не совсем хорошая идея ждать пока данный проект будет реализован. Не говоря уже о вопросах финансирования, администрирования и материально-технического снабжения подобных плавучих баз, данные аспекты организации будут очень сильно перегружены. Вот Вам небольшой пример. В прошлом году бывший командующий военно-морскими силами ЕС сообщил, что присутствие на торговых судах военных во много раз более сложный вопрос, нежели просто обращение судовладельца к услугам частной вооружённой охраны. Например, военный персонал в большей степени отвечает требованиям оказания военной помощи гражданским лицам с тем, чтобы при исполнении своих должностных обязанностей в любое время быть готовым успешно отразить нападение пиратов на торговое судно. К тому же, военный персонал знает как быстро следует эвакуировать раненых для последующего оказания им квалифицированной медицинской помощи. Присутствие военных подразумевает наличие должным образом оснащённого флота с возможностью работы во всей акватории Индийского океана.
 
Успехи.
 
Таким образом, план ASF хорош в теории, но в действительности вряд ли он будет реализован. Однако, некоторые достижения в данной области были сделаны.
 
В конце марта Евросовет увеличил срок действия операции «Атланта» - миссию военно-морских сил ЕС в борьбе с пиратством в территориальных водах Сомали - до декабря 2014г.  Важно то, что Комиссия расширила Район высокого риска, включив сюда прибрежною зону Сомали и её внутренние воды. В сообщении Еврокомиссии говорилось: «Недавнее решение даёт право военно-морскому персоналу операции «Атланта» напрямую работать с Переходным Федеральным правительством и иными структурами Сомали с целью оказания помощи в борьбе с морским пиратством в прибрежным водах этой страны. Согласно резолюциями Совета Безопасности ООН UN Security Council в данной области, правительство Сомали уведомило Генерального секретаря ООН о принятии предложения Евросоюза о новом сотрудничестве. На самом деле, Переходное правительство Сомали не имеет материально-технической возможности работать в зонах, которые контролируются пиратами. Ссылка на «иные структуры правительства Сомали» весьма интересна и, к примеру, можно обратиться к автономному государству Пунтленд. Командующий боевого подразделения военно-морских сил ЕС, контр-адмирал Дункан Поттс (Duncan Potts), заявил: «Пиратство порождает множество бед для сомалийского народа и моряков, переходящих опасную зону, и правильно то, что мы продолжаем работать над проблемой морского пиратства». В недавнем заявлении было отмечено, что военно-морские силы приступят к уничтожению пиратских баз, их судов и топливохранилищ, до того как морские бандиты смогут воспользуются ими. Генеральный секретарь ITF Дэвид Кокрофт (David Cockroft) в интервью Business Times сообщил: «Это своевременное решение. Все мы были разочарованы сложившейся ситуацией - в том числе и представители военно-морских сил — до тех пор пока не будет выбран верный политический курс в разрешении вопроса с морским пиратством, суда морских бандитов и их топливохранилища будут находиться на берегу на открытом обозрении. Снабдив военных необходимыми средствами в борьбе с пиратами и сократив число их атак на торговые суда, мы надеемся, что будет достигнут некоторый прогресс в решении этой проблемы и увеличении расходов пиратов на организацию своих нападений. Это не панацея, но усиленное патрулирование Района, уголовное преследование пиратов и разрыв цепочки «заложники- получение выкупа» - «палка в колесо пиратства», что является весьма долгожданным новшеством. Мы высоко ценим мужество и отвагу всех участников данной военной операции». Менее приятным событием за прошедшие несколько недель было то, что правительство Великобритании и Белый Дом выступили против выплаты пиратам выкупа за взятых в плен моряков и захваченные ими суда. Глава отдела внешних связей Международной палаты судоходства ICS Симон Беннетт (Simon Bennett) в своем докладе на морской конференции Азиатско-тихоокеанского региона (Asian Pacific Maritime Еvent) заявил, что представители судоходной индустрии выступили против запрета выплаты пиратам выкупа. Если данное положение вступит в силу, то у судовладельцев не будет иного выхода обеспечить безопасность взятого в плен экипажа, и мало вероятно, что военным будет под силу освободить из плена захваченных моряков. Возможно, что немногие моряки согласится работать в Опасной зоне, зная о том, что судовладельцам запрещёна выплата выкупа морским бандитам.
Действительность.
 
Признание IBF территориальных вод Бенина и Нигерии Районами повышенного риска по причине увеличения числа пиратских нападений на торговые суда и взятие в заложники экипажей, приветствуется, поскольку статус этих террвод отражает реальное положение вещей. Присвоенный статус даёт те же права на получение денежной компенсации за её переход и гарантию безопасности экипажа, что и морякам, работающих в таких признанных пиратоопасных районах, как Аденский залив и террводы Сомали, а именно: обеспечение повышенных мер безопасности; заблаговременное уведомление моряков о переходе через опасную зону; права моряка отказаться от перехода через пиратоопасный район; выплата морякам ежедневной базовой ставки заработной платы в двойном размере и получение страховой компенсации в случае наступлении смерти моряка или его нетрудоспособности во время следования через Зону риска. С другой стороны, всё идёт к тому, что в 21 веке появится ещё одна морская зона, «проклятая» морскими бандитами, которые промышляли здесь в 18 веке. Таким образом, наметился положительный сдвиг в политике борьбы с морским пиратством в Сомали, но на данном этапе мировое сообщество должно оказать помощь странам Западной Африки в искоренении пиратства в её территориальных водах.
 
Автор: Дэвид Хугс (David Huges).
 
«Singapore business times»
 

09.04.2012