Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

РЕЗИНОВЫЙ НАРОД, РЕЗИНОВЫЙ КОНТРАКТ

Экипаж траулера “STAR SKN-151” (флаг KNA, IMO 8136300) вернулся домой без зарплаты.

Судно зашло в Лас-Пальмас, Канары, и здесь, после пятимесячного рейса, рыбакам предложили убираться домой без денег.

Дело было 3 июля, все рыбаки – калининградцы, а их компания называется “Pescatlant Ltd”, Белиз.

Эта самая «песка», («рыбка» по-испански) управляется гражданином РФ Александром Гуревичем и гражданином Анголы Люта Фелисьен Вили. Самое интересное, что в финансовом и оперативном плане «рыбка» подчиняется российской компании «Sea Energy Shipping Co Ltd».

Эта «морская энергия» сидит с «пеской» по одному адресу в Санкт-Петербурге, имея один телефон. Управление персоналом, то есть экипажем осуществляется через Клайпеду, крюинг – в Калининграде, потому что прежде траулер назывался «Маршал Кошевой», принадлежал калининградскому Тралфлоту, а в 90-е  годы уплыл в клайпедскую “Baltlanta JSC”.

Литовский судовладелец рыбаков не обижал, средний заработок матросов составлял примерно 2000 долларов. Но благополучие закончилось в 2014 году, когда судно попало  под управление тандема «Sea Energy Shipping»-«Pescatlant”.

Рыбаки говорят, что с того момента зарплата упала в два раза. А в последнем рейсе её просто перестали платить.

Народ у нас, как известно, резиновый. И когда 9 июля рыбаки оставляли судно под обещание А.Гуревича «к осени со всеми расплачусь», пятеро членов экипажа вспомнили рекомендацию МФТ  не уходить с судна без денег и вызвали на борт инспектора.

По последней информации, они оформили доверенность рекомендованному адвокату, и теперь дело плавно идет к вынесению судебного решения. Будет оно скорым или нет – время покажет, но пока пятеро рыбаков  с заявленной задолженностью по зарплате находятся на борту, судовладелец не может сбросить судно с баланса: продать его или переуступить нельзя, пока имущество не очищено от долгов. Не будь этих пятерых, “STAR SKN-151” давно бы поменял владельца на какого-нибудь африканского. Ведь кроме ржавого ветерана, у «пески» еще имеется столь же древний рифер, “FRIO SEVEN” (флаг Comoros, IMO 8215936), застрявший на тех же Канарах.

Судя по всему, компания спешно избавляется от имущества, явно не собираясь рассчитываться  с рыбаками. Ибо – а что они теперь ей сделают?

Например, в трудовых контрактах (подписанных от имени компании «доверенным лицом Александром Гуревичем» с печатью, где прожорливый осётр, якорь и больше ничего) размер оплаты просто не указан. Вместо него формула, из которой матрос может понять, какой у него оклад, лишь если узнает общее количество паёв, определит фонд оплаты труда, узнает о стоимости проданной рыбы и т.д. Короче, цифр нет, есть лишь формула, в которую предлагается вставить цифры свои и спорные.

В контракте отсутствует компенсация по несчастному случаю, «моряк обязан самостоятельно обеспечить действующую страховку в стране своего проживания».

Пособие по болезни выписывается на срок не более 10-ти суток (международное правило – 130 дней), потом, если не выздоровел, переводится в пассажиры без оплаты.

И, в качестве дополнительного бонуса, «Компания принимает на себя расходы, связанные с доставкой тела в пункт последнего отбытия Моряка в рейс».

Самый обширный (и, очевидно, самый вкусный для судовладельца) раздел контракта это, разумеется, «Штрафы»: от 100 долларов и до 50% неуказанной месячной зарплаты по обширному перечню.

Ну и в конце священная обязанность хранить «коммерческую тайну». Например, моряк обязуется не давать никаких интервью представителям СМИ, иных организаций или иных лиц.

Очевидно, если в «песке» придумывают такие договора, наплевав на репутацию, то зарплату там просто обязаны не платить: какая зарплата, если здесь извлекают краткосрочную прибыль?

Вот и бегают списавшиеся с траулера между квартирой батьки-капитана, где уже перестали на звонки отвечать, и клайпедским офисом, где сначала обещали расплатиться к Новому году, а теперь и вовсе абонент недоступен. 

Вадим Мамонтов

24.07.2017