Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

РОССИЙСКИЕ КРАБОЛОВЫ ПОД ЛИТОВСКИМ ФЛАГОМ

Публикуем с сокращением статью из «Вечернего экспресса» (Клайпеда, республика Литва) от 19 ноября, подготовленную Андреем Черновым, Союз моряков Литвы.

Когда судно «Юрос вилкас» ("Морской Волк", и подробнее об этом "ИЗ КОЛЫМСКОГО БЕЛОГО АДА - В ЕВРОПУ") было задержано русскими пограничниками и отконвоировано в Мурманск, литовские власти заявили протест насчет нарушения прав национального судовладельца.

Тут же выяснилось, что флаг Литвы развивается над офшорной собственностью, принадлежащей русскоязычному гражданину США. При этом на борту работают исключительно граждане РФ, вдобавок с Дальнего востока.

Интересно, почему прояснившиеся детали не заинтересовали литовскую власть с целью тщательного расследования нарушений трудового законодательства Литвы?

«Куда смотрят наши власти, почему разрешают работу таких предприятий?» - удивляется инспектор МФТ Андрей Чернов.

При этом на таких судах Литвы, ведущих промысел краба-стригуна в Баренцевом море, нелегально трудоустраиваемые россияне подвергаются эксплуатации без выплаты оговоренной зарплаты. А по завершению рейса, в Норвегии, их выгоняют с судов как нелегалов.

Почему литовские власти до сих пор не предпринимают действий, чтобы защитить гастарбайтеров или покончить с нелегальщиной?

Правда, морская администрация Литвы обратилась в службу капитана норвежского порта с просьбой не выпускать такие суда в море, ведь Свидетельства рыболовных судов утратили юридическую силу.

Здесь примечателен случай с судном «Beam» (компания «Arctic Fishing») которое в 2014 г. ремонтировалось в Клайпедском порту. В марте 2015 года при выходе на промысел возникли проблемы, связанные с невыплаченной зарплатой и тогда на судне пришел инспектор МТФ. Сейчас судно арестовано в Норвегии.

И три других судна, также приписанных к литовской «Arctic Fishing»: «Каралюс», наш друг «Юрос вилкас» и «Жальгирис», плавающие под  флагом Литвы, арестованы по иску экипажей, которым работодатель задолжал примерно 1 млн. долларов.

Все они, как и упомянутый «Beam» (единственный под удобным флагом), стоят в порту Хонингсваг (Норвегия).

Выйти на связь  по телефону с Гедрюсом Груздисом, директором компании «Arctic Fishing», не получается.

Пострадавшие рыбацкие экипажи через капитанов судов обратились в Министерство социальной защиты и труда, Государственную инспекцию труда, Литовскую морскую администрацию (ЛМА), Союз моряков Литвы (СМЛ).

Гастарбайтеры просят провести расследование на государственном уровне. Интересно, что в обращении говорится, что россияне не знали о нелегальном трудоустройстве, ведь и суда, и экипажи уходили с Дальнего востока, просто меняя район промысла. А оказались в другой собственности и непонятной юрисдикции.

В обращении сказано, что рыбаков обманули.

Компания «Arctic Fishing» морской промысел краба-стригуна в Баренцевом море начала в 2014 году. Капитаны упомянутых судов сообщают, что буквально с первого дня регистрации судов в Литовском регистре и до сих пор компания систематически и сознательно использует хорошо продуманную систему нелегального труда. Официально декларируется, что здесь работают 18 человек, однако экипаж каждого из упомянутых судов состоит из более чем 25 человек, поскольку судно с экипажем меньшего состава не может вести промысел. Суда в Баренцевом море промышляют круглый год.

Капитаны уверены, что гастарбайтеров взяли, чтобы сэкономить на социальном страховании  и прочих положенных выплатах. В качестве крюинга с российской стороны действовала нелегальная компания «Оланкам» (Петропавловск-Камчатский), которая в нарушении требований российского законодательства изображала на Камчатке инстранного работодателя, и подписывала контракты.

«Мы, члены экипажей, всего этого не знали. Самозванцы уговорили нас пойти в море, утверждая, что все по закону, и лишь в Клайпеде выяснилось, что у нас нет права даже на временную работу в Литве. Компания «Arctic Fishing» нанимает экипаж на каждый отдельный рейс промысла краба, занимающий несколько месяцев. Затем не выплачивает людям оговоренную зарплату, запугивает и выдворяет из Норвегии как нелегальных работников. Моряки, выполнявшие трудную работу, порой с риском для жизни, остаются без зарплат и вынуждены вести судебную тяжбу.», - так написано в обращении моряков.

Рыбаки утверждают, что 5 ноября 2014 г. на судне «Каралюс» в результате несоблюдения требований техники безопасности погиб гражданин России 39-летний помощник капитана Геннадий Киселев. По их словам, семья погибшего не получила никакой компенсации.

Ранее сообщалось, что руководитель отдела по авариям при Министерстве транспорта Литвы господин Леонардас Вилимас заявил, что случившееся было самоубийством.

Также, по мнению экипажей, все три упомянутых судна находятся в технически неисправном состоянии. На них неоднократно создавались аварийные ситуации. Например, в одном рейсе не работал рулевой механизм судна «Каралюс», оно было полностью неуправляемо, на судне «Жальгирис», по их словам, имелась течь. Суда требовалось немедленно вернуть на берег и ремонтировать, однако судовладелец и директор компании запретил возвращение в порт.

Рыбаки утверждают, что при перевозке крабовой продукции не соблюдались санитарные нормы. «Мы были вынуждены сбрасывать все отходы за борт в море, в результате чего загрязняли окружающую среду».

Условия обитания также не отвечали минимальным нормам.

Теперь этих пострадавших, оставшихся без зарплаты в Норвегии, изгоняют с судов с помощью полиции.

Ведь они – нелегалы, как, допустим, граждане Сирии и других частей пострадавшего Востока, - но они нелегалы из благополучной в экономическом и политическом плане страны, и это преимущество стало их недостатком в сравнении с теми же сирийцами.

Российский рыбак без зарплаты отправляется с полицейском сопровождении на Мурманск, «нах хаус», где и может и должен качать свои права.

Первыми по такому варианту уехали рыбаки с «Beam».

Клайпедский адвокат Лаура Черешкайте-Кинчювене, представляющая этих бедолаг рассказала, что когда один из рыбаков попытался пожаловаться, что судно загрязняет в порту окружающую среду, тут же примчался представитель судовладельца, «упаковал» этого правдолюба и увез его в Мурманск.

Капитаны также сообщают, что компания «Arctic Fishing» фальсифицирует факты, заявляя,  что в составе экипажа работают граждане республики.

На самом деле, никто из капитанов не являлся гражданином Литвы. Хотя, закон Литвы «О торговом судоходстве» требует, что не менее двух третей членов экипажей должны составлять граждане или постоянные жители Литвы, ЕС, Европейского экономического пространства, Швейцарской Конфедерации, а капитан должен являться гражданином или постоянным жителем Литвы.

«Мы не являемся гражданами Литвы, но уважаем свою работу и профессию, поэтому надеемся, что будут приняты меры для сохранения престижа Литвы», - пишут российские рыбаки.

По их мнению, тот факт, что согласно вступившим в законную силу решениям суда Литвы на директора компании Г. Груздиса за нелегальное трудоустройство неоднократно накладывались штрафы, ситуацию, по сути, не меняет. Сама компания материально не пострадала. Крабовый бизнес – дело особенно прибыльное, поэтому работодателю, пожалуй, выгоднее платить штрафы.

Рыбаки предупреждают, что если эта компания не будет лишена лицензий заниматься морским рыболовством, не будут наказаны ее владелец и собственник, начнутся международные процессы, будет нанесен серьезный ущерб имиджу Литвы.

Престиж Литвы, как морского государства, в этом году и без этого уже упал - с 1 июля страна исключена из Белого списка стран Парижского меморандума, в котором она числилась с 2000 года. Сейчас она попала в так называемый Серый список, и оказалась в нем на 48-м месте. Эстония находится на 33-м, а Латвия – на 36-м месте и наши соседи остаются в упомянутом Белом списке, свидетельствующем о престиже государства и о том, что суда, плавающие под его флагом, соблюдают принятые международные требования. 

Автор статьи Даля БИКАУСКАЙТЕ

 

Комментарии газеты:

По мнению Э. Масюлис, члена Сейма Литвы, бывшего министра путей сообщения, удивительно, что на литовских судах творится подобное.

В Литве имеются несколько инстанций – и Министерство путей сообщения, и Морская администрация Литвы, и Министерство сельского хозяйства, и Государственная инспекция труда, которые должны со всей серьезностью реагировать на такие вещи. Однако службы, которые обязаны активно действовать, лишь имитируют работу. Здесь мы уже имеем дело с мошенничеством, следовало бы заявить иск с требованием привлечь к уголовной ответственности владельцев и руководителей этой компании. Только таким образом можно приостановить этот процесс. Мизерные штрафы – дальнейшему мошенничеству не помеха.

То, что этот процесс до сих пор не приостановлен, - это неправильно и виновные должны понести ответственность.

Помнению адвоката Л. Черешкайте-Кинчювене, решением литовского суда установлено, что пострадавшие действительно работали в компании «Arctic Fishing». То, что эта компания их не трудоустроила, является незаконной деятельностью – нелегальным трудом. Согласно правовым актам Литвы, как разъяснили суды, и по Закону ЛР «О торговом судоходстве» в принципе недопустима такая ситуация, чтобы моряки были трудоустроены где-то в другом месте, а не на предприятии судовладельца.

На сегодняшний день на основании требований рыбаков суда арестованы. При вынесении решения в Норвегии также установлено, что рыбаки работали в компании «Arctic Fishing».

Компания сопротивляется и оплачивает своих адвокатов.

Короче, спор продолжается, но переговоры с рыбаками не ведутся.

По мнению А.Чернова, инспектора МФТ и заместителя председателя Союза моряков Литвы, непонятно, почему власти закрывают глаза на нарушения трудовых прав под флагом Литвы.

Раньше компания «Arctic Fishing» еще кое-как рассчитывалась с моряками. Но, видимо, почувствовав безнаказанность, в последнем полугодии и копейки не выплатила. Возможно, судовладелец уже выжал из этих судов все, что мог, поэтому кинет и их, и экипажи, отключит телефоны. И все.

Что о Литве должны думать граждане другой страны? Что законодательство Литвы – страны-члена ЕС разрешает не платить налоги, заработную плату людям, явиться с решением суда и выдворить моряков с судна?

Если при аресте литовского судна в российских водах так яростно защищали престиж своего флага, то почему теперь этот самый престиж никого не колышет? Или внешняя политика – это престиж, а внутренняя является делом домашним, где можно и не прибираться?

Нет, если наш флаг прикрывает международную крабовую мафию и позволяет нагреть иностранных рабочих, это уже не наше внутреннее дело.

Это вопрос престижа нашего государства.

В этом случае больше всего удивляет тишина в коридорах власти.

А что дальше? Сейчас суда уже арестованы, а если не будет произведен расчет с моряками, суда будут проданы с аукциона. 

А кто выдавал технические документы судам?

Л. Каспаравиюс, зав.отделом контроля над судоходством Морской администрации Литвы (МАЛ), признался, что они и выдавали где-то в Панаме, а еще Российский морской регистр в тех документах отметился. На сегодняшний день свидетельства силу утратили.

Однако, нарушения при найме экипажей караться в республике только с 1 января 2016, так что контора «Arctic Fishing», вроде как, ничего не нарушила и наказывать её не за что. А налогами и нелегалами занимается Инспекция по труду и налоговая, туда-то информация отправлена, но вот ответные меры…         

03.12.2015