Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

СКОЛЬКО СТОИТ ЖИЗНЬ РЫБАКА НА ТРАУЛЕРЕ

Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) получила решение суда по делу о выплате компенсации морального вреда в связи со смертью матроса на БМРТ «Ардатов» (флаг России, IMO 7703974).

Напомним, что рыбак погиб 15 апреля 2019 года во время проведения работ по перегрузке мороженой продукции с борта траулера «Ардатов», находящегося в бербоут-чартере у ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» («НБАМР»), на транспортный рефрижератор «Аркадия»: один из ящиков с рыбой сорвался и упал на него. Рыбак скончался от очаговой травмы головного мозга. Спустя несколько месяцев родители-пенсионеры не получили никаких денег ни от работодателя, ни от Фонда социального страхования. 

Страховая компания «ВСК», в которой судовладелец застраховал свою ответственность в отношении членов экипажа, тоже не осуществила никаких выплат. Как рассказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов,  ее представители затребовали у руководства ПАО «НБАМР» перечень расходов по погребению работника, включая сумму компенсации по смерти и материальную помощь, а также просили сообщить, была ли указана в контракте Михаила сумма компенсации в случае гибели. В документе ее не оказалось, в связи с чем страховая компания отказала в выплате.

Такое положение вещей вынудило родителей матроса обратиться в ДВРО РПСМ, которая сразу приняла активное участие в ходе дела. В частности, в суде их интересы представлял адвокат профсоюза Василий Савельев. Благодаря квалифицированной помощи ДВРО РПСМ родителям удалось через суд отстоять моральную компенсацию в 1,6 миллионов рублей.

Это можно считать благоприятным исходом дела. Учитывая, насколько слабо регулируется рыболовная отрасль, ее работники нередко сталкиваются с нарушениями своих прав и не имеют надежных трудовых гарантий. Исправить такое положение вещей помогла бы ратификация Россией Конвенции МОТ № 188 о труде в рыболовном секторе, призванной обеспечить достойные условия и защитить рыбаков. Многие положения этой конвенции направлены на защиту прав работников и надлежащее оформление трудовых отношений. Однако никаких подвижек в этом направлении нет.

Тем не менее, проблемы есть не только в рыболовном секторе. Стоит отметить, что несмотря на то, что Сводная Конвенция 2006 года «О труде в морском судоходстве» (КТМС) в нашей стране ратифицирована, с проблемами по выплате компенсаций приходится сталкиваться также  морякам и их семьям.

– Мы думаем, что это решение суда может быть полезно нашим коллегам при рассмотрении дел, в которых страховую сумму за смерть получить бывает очень непросто, несмотря на наличие на борту страхового свидетельства, – рассказал Николай Суханов. – Нередко судовладельцы, страхуя моряка, сразу предполагают, что родственники ничего не получат – ни в трудовом договоре, ни в других документах сумма страховки не прописывается. При возникновении страхового случая на судне под российским флагом, страховая компания возмещает только подтвержденные расходы судовладельца по этому случаю. Не обозначены также минимальные суммы такой страховки. При этом родственники ничего не получают. С Фондом социального страхования тоже иногда возникают проблемы – нужно предоставлять большое число документов и доказывать в суде факт наличия иждивенцев у погибшего моряка, а это не всегда получается сделать. Одним словом, эта система еще недостаточно хорошо функционирует в России.

В конечном итоге, иногда ничего не остается делать, кроме как подавать документы в суд на возмещение морального вреда, чтобы хоть как-то помочь родственникам. К счастью, практически все случаи обращений решаются в суде положительно, они получают материальные компенсации.

– Необходимо добиваться безусловной и полной имплементации положений КТМС в отношении страхования ответственности судовладельца за причинение вреда жизни и здоровью членов экипажей морских судов, поскольку в этом плане наше законодательство об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не в полной мере отвечает КТМС, – отметил главный эксперт по правовым вопросам Российского профсоюза моряков (РПСМ) Валерий Нефедов.  – До сих пор ни Минтруд, ни Фонд социального страхования не разработали форму подтверждения уплаты судовладельцем соответствующей страховки по каждому судну конкретно, в результате чего те дважды платят такую страховку: один раз по закону, а второй – в добровольно-принудительном порядке, чтобы не иметь проблем с портовым контролем.

Отметим, что тема страхования моряков на судах под российскими флагами будет обсуждаться на совещании заместителей председателя РПСМ, которое состоится в Санкт-Петербурге 5-6 сентября 2019 года.

По материалам сайта Российского профсоюза моряков

 

02.09.2019