Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

"СЛАДКАЯ" ЖИЗНЬ НИЖЕ ВАТЕРЛИНИИ


У большинства людей волшебное слово «круиз» ассоциируется с громадными лайнерами, бороздящими лазурные океанские волны: на палубах, у бассейнов, в барах и ресторанах безмятежные отдыхающие с бокалами коктейлей, загорелые офицеры в белоснежной форме сверкают голливудской улыбкой, круговерть праздников и вечеринок, и великолепные виды вокруг...

Поэтому, разумеется, между фирменными напитками, изысканными блюдами и неограниченными развлечениями пассажиры совершенно не замечают, да и не знают о том, что происходит под ними и вокруг них. Не знают о тех, кто живёт ниже ватерлинии.  

Но у круизного «праздника», как и у всего остального есть две стороны, и обратная сторона круизов – сторона экипажа и работников палубы – весьма неприглядна.

Многие романтизируют работу на круизном лайнере, ведь это прекрасная возможность посмотреть мир. Но в реальности, это -  тяжелая ежедневная работа без выходных и праздников по 12-14 часов в сутки, где права и преимущества персонала, членов команды зависят от их рангов и должностей, да и в целом от класса и длительности круиза.

Мы наткнулись на историю одной девушки, проработавшей на круизном судне не один контракт, и, скажем вам, это адский труд, выматывающий физически и морально…
Пассажиры круизного лайнера не могут даже себе представить, как жизнь на корабле в течение нескольких месяцев может повлиять на человека физически и психически. Океан становится тюрьмой для работника. Он начинает считать каждый день, каждый час, пока, наконец, не сможет вернуться домой.

В круизной иерархии есть три уровня: работники низшего звена, персонал и офицеры. И эта иерархия соблюдается безукоризненно. При этом работники низшего звена - сюда относятся бортпроводники, официанты, бармены и те, кто выполняет любую другую «неквалифицированную» работу - находятся в самом низу иерархии. Эти люди живут по два-три человека в крошечных каютах, на самой нижней палубе. Из-за скученности проживания и невозможности полноценного сна и отдыха в душных, влажных, тесных каморках с отвратительной звукоизоляцией и отсутствием кондиционеров просто невозможно отдыхать после работы и, соответственно, мирно сосуществовать.

Следующими в иерархии являются штатные работники: директор круиза, его персонал, а также танцоры, аниматоры и другие сотрудники. Они живут значительно лучше, чем команда. Номера побольше и получше, соответственно и уживаются они друг с другом получше.

И, наконец, самые важные на борту - офицеры (все, кто работает на мостике, за исключением врача на борту), те, кто «носит погоны». И хотя их не так много, у них есть все права, о которых мечтал бы член экипажа.

Разумеется, самым важным человеком на борту, королём иерархии является капитан. У него больше всего прав на борту и, в зависимости от того, каким капитаном он является. Капитаны часто жалеют команду, но есть несколько капитанов, которые ободряют и полны энтузиазма по поводу своей команды. Это делает работу экипажа намного легче, а жизнь, несомненно, приятнее. Во многом отношения в команде зависят от того, насколько хорош и благосклонен капитан.

Даже питание на борту организовано так, чтобы иерархические группы не пересекались. В crew-mess питается основная команда и нижний иерархический состав – официанты, уборщики и т.п. с соответствующей едой – часто отвратительного качества и вкуса - в основном это рис, овощи, иногда фрукты, редко мясо.

В столовой для персонала «без погон» подают более качественные блюда, например те, которые можно было бы найти в обычном кафе.

И, наконец, в офицерской столовой подают первоклассные блюда, эквивалентные высококачественным блюдам, подаваемым пассажирам на борту или в четырех-пятизвездочном ресторане. При этом здесь могут питаться только офицеры.

Условия жизни, в целом, тяжелые. Даже у сотрудников «без погон» жилищные условия лишь немного лучше, чем у экипажа низшего звена. Одной из самых больших проблем, от которой страдают экипаж и персонал, является вентиляция воздуха. Это ужасно, потому что «ниже ватерлинии» нет кондиционеров, курение разрешено, и воздух циркулирует только через отверстия между каютами. Таким образом вы оказываетесь вовлечены в пассивное курение, что, безусловно, ещё хуже.

Во-вторых, условия жизни в каютах чрезмерно шумные практически всё время: постоянная вибрация, шум двигателей, чрезвычайно тонкие переборки позволяющие слышать всё, что происходит у соседей, рядом с вами, над вами и под вами - не дают уснуть после многочасового напряженного рабочего дня. И это при том, что выходных у вас просто нет, а работать в таком темпе приходится по шесть-девять месяцев, в зависимости от контракта.

Да к тому же всегда улыбаться, не смотря на настроение, улыбаться, не смотря на недомогания и состояние здоровья, улыбаться и быть всегда в полной готовности выполнять свою работу... От такого можно сойти с ума. И главный вопрос, который задаёшь себе: стоит ли работать на роскошь других людей и так обесценивать себя?

Жизнь на борту круизного лайнера – это жизнь, каждая секунда которой подчинена распорядку и правилам, когда вы теряете большую часть своей свободы, когда все подчинено «корабельному времени». Для многих такая жизнь и такая работа похожи на жизнь в тюрьме. Одна из знакомых девушек-супервайзеров написала: «Я ощутила на себе, что такое, когда каждый день – это отражение предыдущего, а завтрашний день будет точно таким же. Ты даже несколько дней не видишь солнца, потому что в твоей каюте нет окна – первое время ты просыпаешься и не понимаешь, день сейчас или ночь».

Люди физически, морально и умственно измотаны, и единственным способом расслабиться для них становится выпивка.

Алкоголь вездесущ на судне. Если человек не пил до рейса, то он или она в конце концов начнет это делать. Это основной способ избежать истощения от рутинной тяжелой работы.

Еще одним частым явлением среди персонала становятся свободные отношения. Говорят, независимо от того, насколько верным и преданным является работник, он / она сдастся и станет таким же, как остальные, которые изменяют своим супругам. К тому же руководство закрывает глаза на «неформальные» отношения между сотрудниками, при этом строжайше пресекая любые намёки в сторону пассажиров.

«Корабль – это маленький город со своими законами и своими секретами».

Спрашивается, какова цена такой работы? Стоит ли тратить жизнь на такую работу, в таких условиях?

К тому же если учесть и тот факт, что компании регистрирующие свои суда под удобными флагами, Бермудских островов, например, или Панамы, получают возможность экономить не только на зарплатах и условиях проживания экипажей, но и официально прописывая в контрактах, что сотрудник может быть уволен «по желанию работодателя», то есть, бедолагу просто ссаживают с корабля в ближайшем порту захода без обратного билета...

Но у большей части персонала просто нет выбора, они - выходцы из стран третьего мира, и эта работа – единственный способ заработать более-менее приличные деньги для своей семьи. Ведь кроме небольшой зарплаты могут перепасть чаевые, на которые все рассчитывают. А на родине им ничего подобного не светит.

Но есть ещё то, что персонал ненавидит больше всего – это красная тревога.

Красный сигнал тревоги - самая ужасная вещь на борту круизного лайнера. 

Именно здесь происходит вспышка трех или более процентов норовируса. 
Норовирус – это страшная кишечная инфекция. Это очень заразно. После заражения вирусом человек помещается на карантин в каюту на три дня, независимо пассажир это, официант или матрос.

Людей на корабле постоянно предупреждают о санитарной обработке рук после прикосновения к кнопкам лифта, к поручням перил, к ручкам дверей и т.п. Для этого на каждом шагу имеются специальные обеззараживающие устройства. Часть экипажа ежедневно проводит санитарную очистку корабля снова и снова, но, тем не менее, вирус продолжает находить новые жертвы. Это похоже на бесконечный цикл.

И вот когда, преодолев тяготы долгого контракта, получив расчет, работники сходят на берег, они сталкиваются со многими другими трудностями.

Ежедневное общение с пассажирами, подавляя свои желания и настроение, заставляет терять чувство того, кем они сами являются. Привыкнув к такому образу жизни, когда бесконечная работа перемежается пьяными вечеринками, новыми друзьями и партнёрами, они не знают, что делать на суше, не понимают этой жизни, поэтому возвращаются обратно.

Они сходят с ума на суше, потому что забыли, как прекрасна жизнь на берегу.

И условия, когда человек остается верен выбранной работе, какими бы плохими ни были эти условия, становятся образом жизни. 

Работа на круизном лайнере становится вашей жизнью.

По материалам The Maritime Executive, информпорталов ANews.com, Новости Е1.ru

11.07.2019