Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

СОМНИТЕЛЬНЫЙ КОНТРАКТ - ПЕЧАЛЬНЫЙ ИТОГ

Ещё одна грустная история, которая, надеемся, всё-таки убедит моряков задуматься - идти ли не идти в сомнительные рейсы. 

Сколько уже мы писали о разного рода рисках идти в рейс без контракта, сколько примеров приводили... А воз, как говорится, и ныне там.

Конечно, положительный эффект всё-таки имеется. Например, время от времени мы узнаём, что многие недобросовестные судовладельцы и наниматели прекратили выискивать в Калининграде наивных простаков или просто бедолаг, которые согласятся на любую работу в море, лишь бы взяли.
Да и некоторые моряки, наученные собственным горьким опытом, или просто читающие наши публикации, уже сами приходят в офис профсоюза и наводят справки ПЕРЕД ТЕМ, как соглашаться на подобную работу, вступают в профсоюз и спокойно уходят в рейс. 

Однако, всё ещё встречаются люди, доверяющие свою зарплату, время, а порой здоровье и даже жизнь, абы-кому, полагаясь на "авось".

Например, недавно в КРО РПСМ пришли родители погибшего моряка. На берегу, кроме родителей-пенсионеров, потерявших единственного сына, у моряка остался несовершеннолетний ребёнок и жена. 

Сам он погиб при трагических обстоятельствах в африканском порту, когда судно стояло на ремонте. Судя по всему, моряк упал с трапа, когда поднимался на борт, чтобы заступить на вахту. Однако, со слов родителей и коллег моряка, трапом на судне назывались обычные как-попало накиданные доски, разумеется, без перил и сетки. По ним-то экипаж ежедневно карабкался на борт и сползал на причал.

Случилось это ещё в июне. Убитых горем родственников менеджеры работодателя быстренько убедили захоронить моряка на местном кладбище. Таким образом освобождая судовладельца от затрат, связанных с доставкой тела или хотя бы праха на родину. 

Спустя несколько месяцев, судовладелец всё-таки прислал родственникам результаты экспертизы. Никаких компенсаций никто не счёл нужным выплачивать.

Кстати, компания из республики Мозамбик, является частью весьма солидного местного холдинга, в котором есть и недвижимость, и строительство офисных центров, и сети ресторанов, и серьёзный экспорт морепродуктов и прочее...

Кроме того, со слов товарища погибшего моряка, который в настоящее время всё ещё работает в составе экипажа, всеми делами судна заведовал человек по фамилии "Рабиевский". Что ж, эта фамилия нам уже знакома, она не единожды всплывала в наших предыдущих публикациях. При этом судно работает под национальным флагом.

Как обычно, первым делом вы постарались изучить контракт, насколько это было возможно. Но то, что нам передали родственники, «контрактом» вряд ли можно было назвать: буквально в каждой строчке сквозь текст сквозило «Не суйся сюда! Кинут!»

Мало того, что контракт («трудовой договор») был составлен на русском языке (при том, что и работодатель, и судно в юрисдикции Мозамбика)...На шести листах контракта среди обилия текста, конкретики не наблюдалось, практически совсем. Вот, например, некоторые выдержки:

«ТРИ МЕСЯЦА испытательного срока.
Если работник окажется не в состоянии выполнять услуги на ОЖИДАЕМОМ уровне, компания расторгнет договор с уведомлением за 72 часа.
Если моряк поедет домой по любой причине, не отработав в компании восьми месяцев, моряк едет за свой счёт. Также работник будет должен оплатить штраф компании в размере 62000 рублей».

И так далее, и тому подобное...

И вообще таких сногсшибательных пунктов о том, чем, например, обязан компании работник, что ему запрещено, и как, при этом, компания ничем ему не обязана в тексте этой бумажки полным-полно.

Кроме того, свою подпись под этаким «документом» ставит только моряк, а со стороны компании красуется некий «штампик», означающий то ли название холдинга, то ли ещё чего.
А, так называемая, конкретика прилагается отдельным листом (опять же без подписи и без печати). Вот здесь-то и указаны и данные моряка, и заработок, (который по определённой формуле  придётся ему самому  высчитывать), при этом корректно посчитать его всё равно не получится даже самому опытному бухгалтеру, потому что для этого потребуются все погрузочно-разгрузочные декларации, копии платёжных документов по реализации продукции и т.д. Ну и понятно, что такой информацией моряк не  обладает хотя бы по тому, что это прямо запрещено ранее указанным трудовым соглашением в пунктах о конфиденциальной информации.

О возмещении вреда здоровью при исполнении трудовых обязанностей, или же компенсации за смерть ни в сомнительном контракте, ни в кратком приложении вообще ничего не написано.

Лишь, как насмешка, имеется фраза: «При гибели моряка действие данного трудового соглашения с момента смерти прекращается».  

Разумеется, мы направили судовладельцу письмо с просьбой оказать финансовую помощь родственникам моряка. И, возможно, если бы работодатель пошёл "навстречу", мы бы не стали освещать этот случай. 

Однако, никакого ответа на наше вежливое письмо – до сих пор нет... 

Следующим шагом мы планируем инициировать кампанию по этому судовладельцу: обратится к властям государства флага, найти адвоката для родственников, работающего в юрисдикции судовладельца, а также призвать лиц, имеющих возможность помочь в этой ситуации. 

 

А ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ МОРЯКИ И РЫБАКИ, ЕЩЁ РАЗ НАПОМИНАЕМ:  
- Уходить в рейс без контракта, 
- не наводить справки о месте работы, 
- не быть членом профсоюза,
- не ставить в курс условий контракта и т.п. близких людей,

- не оставлять копии документов родственникам 
ЗНАЧИТ НАХОДИТЬСЯ В ЗОНЕ ВЫСОКОГО РИСКА.

Пётр Дзендзелюк,
Юридический отдел КРО РПСМ

26.12.2018