Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

СПАСИБО ТЕБЕ, УЧИТЕЛЬ

Греческая компания “Nicolakis Shipping” – первый в нашей истории иностранный работодатель калининградского плавсостава.

Мэтр и аксакал в одном флаконе, строгий и ни разу не справедливый.

В начале 90-х, когда здесь всё трещало и рушилось, Николакис держал представительство в Гдыне и агентство в Калининграде, через которое прошли многие десятки калининградцев. Были они выходцами из рыбаков и бежали из своих исчезающих контор безо всякого пышно превозносимого тогда «опыта работы в морском флоте».

Вскоре выяснилось, что рыбак действительно дважды моряк, но в те дни греки под соусом «какие же вы моряки?» серьезно занижали уровень оплаты и условия труда для наших.

Вот на разномастном флоте Николакиса, укомплектованном секонд-хендами, начинающий калининградский инофлажник  и получал свой первый опыт, штамп и представление о судовладельцах. Зарплата была ниже ставок МФТ, но всё же выше, чем на прежнем месте. Зато условия труда на океанских судах, где борта в ржавой окалине и вечный дым из трубы, предоставляли широчайшие возможности демонстрировать, чему нас научили под флагом СССР.

Ценил наших левшей Николакис. Хотя и они не спасали. И были случаи, когда балкер из такого «шиппинга» терял ход прямо посреди Атлантики и по неделе, без топлива и провизии, ожидал буксир-спасатель. Экипаж кормился рыбалкой прямо с борта и случаи, когда добыча варилась в общем котле, были, увы, нередки…

В конце концов, такой лихой менеджмент в сочетании с хронической задолженностью по зарплате закончился для Николакиса печально.

В конце 90-х годов адвокатская фирма «Павлакис» при участии местных юристов выиграла иск в Пирее, представляя интересы нескольких экипажей без зарплаты и трех вдов без компенсации. Судовая компания осталась без флота, а лично  Николакис – еще и без особняка с бассейном.

И тем, казалось бы, завершилось бурное десятилетие и о Николакисе все забыли.

Как вдруг… 

В конце апреля мелькнуло сообщение, что в Пирее всплыла и компания “Nicolakis Shipping SA”, её судно “Ocean Glory” (MLT-9368625) и русско-украинско-африканский экипаж.

Ситуация та же, что и пятнадцать лет назад. Двигатель неисправен, задолженность по зарплате за несколько месяцев, сверхурочный труд без дополнительной оплаты, контракты истекли, но домой не отправляют.

Интересно, что о жалобах экипажа никакой информации нет. Имеется лишь заявление об официальном протесте со стороны каких-то греческих профсоюзов, которые в МФТ не состоят. Инспектор греческой ITF на судне был, ужаснулся увиденному и обеспечил возвращение домой с зарплатой единственному моряку, заявившему претензию: третьему механику из Калининграда.

Почему еще двое наших официально претензий не подают, но «информируют» о происходящем свой крюинг – загадка.

Одновременно с этой весточкой пришла и другая. Про аналогичное судно той же компании “Ocean Victory” (MLT-9425289).

Там та же картина, проблемы и состав экипажа. Разве что зависло оно на рейде порта Танжер и экипаж также не заявляет официальных претензий.

Вместе с тем, после внедрения Объединенной Морской Конвенции MLC-2006, любая портовая администрация имеет право задержать судно, где не выплачивается зарплата. И процедура подачи жалобы предельно проста. Быть может, происходящее моряков еще не сильно припекло.

Либо всё происходящее с ними они воспринимают как заслуженный урок в школе греческого капитализма.

© Вадим Мамонтов

17.06.2016