Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

Старший механик покончил жизнь самоубийством

По мнению юриста, этот случай является ярким доказательством того, как излишнее рвение правительства США преследовать всех подозреваемых в загрязнении, приводит к мрачным последствиям. «Эта трагедия повлекла за собой события, изменившие жизнь многих людей», - заявил г-н Чалос. Мы пытаемся убедить правительство в том, что надо искать более гуманный путь решения проблемы, однако похоже, что поиски правды и справедливости проще подменить более удобным вариантом обвинения в уголовном преступлении». Адвокат уверен, что инспекторы береговой охраны действовали в отношении Пейкова согласно инструкциям. Однако их неожиданный поворот от рутинных замечаний портового контроля к уголовным обвинениям привело команду в состояние паники и страха. По словам Чалоса, «Когда я разговаривал с ним в последний раз, Пейков был очень напуган тем, что правительство настолько строго осуществляет свой контроль». Представитель береговой охраны Джоли Шиффлет заявила, что береговая охрана «скорбит» о смерти Пейкова и выражает свои соболезнования семье покойного. Она отметила, что агентство не может обсуждать ход расследования на судне, и что на борту осуществляются обычные «стандартизированные» процедуры проверок. «Эти проверки направлены не на то, чтобы запугивать экипажи, а методика их проведения сориентирована на то, чтобы убедиться, что инспекция была проведена профессионально и тщательно, а возможные нарушения определены и предотвращены», добавила г-жа Шиффлет. По мнению Дага Стивенсона (Doug Stevenson) директора Центра защиты прав моряков, моряки, как правило, плохо подготовлены к возможности уголовного преследования, которое грозит им во многих юрисдикциях по всему миру. «Они не информированы о различных юридических процедурах. Они теряются, у них нет возможности понять, что происходит. То, что случилось – это, несомненно, трагедия. Когда вы приезжаете из Болгарии в США следует учитывать, что законодательство там, конечно, мягче, однако насколько сильно вы находитесь под влиянием законодательства чужой страны, если вы всё равно возвращаетесь домой?

Кто знает, что может двигать человеком, который кончает жизнь самоубийством, и мы никогда не узнаем, почему это произошло, но мы оплакиваем эту потерю», - заявил Стивенсон. Самоубийства среди моряков не являются редкостью, однако, по мнению Стивенсона, это первый случай, когда причиной трагедии послужили акции правоприменения. Пейкову уже, к сожалению, ничем не поможешь, и адвокат Чалос просит обвинителей хотя бы отпустить капитана судна – Гюла Лукаша (Gyula Lucacs), для того, чтобы он вернулся в Венгрию и смог уладить семейные дела. Лукашу не предъявлено обвинение в преступлении, и поэтому неясно, чего надеется добиться Департамент юстиции, удерживая капитана. «У него нет каких-либо разоблачающих сведений, которые он мог бы заявить властям, а у обвинения нет причин возбуждать дело против компании, так как единственный человек, который мог бы что-нибудь сказать, уже мёртв». Попытки обратиться к федеральному обвинителю, ведущему дело, помощнику адвоката Дэвиду Кьоу (David Kehoe) из отдела расследований преступлений на почве загрязнений окружающей среды, оказались безуспешными. Департамент юстиции превратил дела о сепараторах трюмных вод в приоритетную политику, взыскивая с крупных судовладельцев громадные штрафы, как это случилось с компанией Evergreen, заплатившей в начале года $ 25 миллионов. Ещё одно недавнее дело: старший механик с балкера «Katarina” был заключён в тюрьму на восемь месяцев после того, как его признали виновным в установке обводной трубы сепаратора льяльных вод. В этом случае правительство Филиппин выразило протест по поводу того, что 13 филиппинских моряков удерживались в США в качестве свидетелей в деле против судовладельца и офицеров. «Задержание является одним из принципов баланса интересов. Мы обязаны поддерживать все действия властей, касающиеся защиты окружающей среды. Однако наша задача – сделать так, чтобы моряки задерживались на самый минимальный срок, и чтобы они не несли финансовые потери больше, чем это положено».

Что касается конкретного случая с балкером «Celine”, инспекторы придрались к гибкому шлангу в машинном отделении, который, как они заподозрили, может служить для откачки воды за борт. Однако члены экипажа утверждали, что этот шланг используется только для внутренних нужд. Не поступало никаких доносов или свидетельств о реальном случае разлива, - заявил г-н Чалос. Власти после проведённых допросов уже отпустили двух моряков, и они были репатриированы в Болгарию и Литву. Судну было позволено выйти из порта 14 июня, судовладельцам пришлось заплатить штраф в размере $ 500000. Пейков работал на флоте с 1983 года. Перед смертью он говорил юристам, что это его последний контракт перед пенсией. Он хотел проводить больше времени со своей женой и двумя детьми. То, что причиной его смерти явилось самоубийство, автоматически лишило его семью каких-либо стразовых выплат. «Это во всех отношениях трагический случай», - подчеркнул Стивенсон.

Благодарим ЦИА РПСМ (директор - Александр Агеев, координатор ITF в Росси) за предоставленные материалы.

 

17.08.2005