Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

УСНУЛ? УТОНУЛ!

Усталость экипажа стала причиной посадки на мель и последующей гибели промыслового рыболовного судна «Jan». Его владелец, компания  «Wild Fish (NZ) Limited», решением морского ведомства новой Зеландии  Maritime NZ была оштрафована на NZ$ 27,200 ($18,300).
В момент посадки судна на мель на мостике находился один-единственный рулевой — 17-летний матрос, да и тот уснул почти сразу после заступления на вахту рано утром 11 января 2016 года. Он отработал полный день и поспал всего пару часов —  примерно с 01.00 до 03.15  перед тем, как его разбудили, чтобы он шел на вахту. До этого он никогда не оставался на ночной вахте один. После того, как матрос заснул, судно запустило автопилот и наскочило на скалы в районе Бухты Островов (Новая Зеландия). От удара проснулся экипаж. Капитан отдал приказ экипажу оставить судно, потому что в корпусе образовалась пробоина, через которую поступала вода. Затем  «Jan» опрокинулся и затонул.
В 2011 году, после посадки на мель “Den Bearg”, другого судна «Wild Fish Limited», компания установила на всех своих судах  вахтенную сигнализацию. Эта система периодически  подавала сигнал, чтобы вахтенный не заснул. Однако, компания не информировала экипаж   «Jan» о том, что на борту установлена эта сигнализация, поэтому ни капитан, ни остальные члены капитана не знали, как ею пользоваться. В ходе судебных разбирательств  представитель морских властей Новой Зеландии - Maritime NZ назвал поведение «Wild Fish Limited» безответственным и халатным. Компания не позаботилась о том, чтобы ввести на судах эффективную систему мониторинга за отдыхом членов экипажа, чтобы не допустить ситуаций, когда переутомившийся моряк заступает на вахту.  И, конечно, совершенно недопустимо, чтобы на вахте оставался всего один моряк, тем более молодой неопытный  моряк. Моряк был очень уставшим. Безусловно, это сыграло ключевую роль в том, что он заснул, будучи  на посту, а систем или устройств, которые бы не дали ему заснуть или хотя бы разбудили его, на судне не было.

Усталость — одна из самых распространенных причин травм на рыболовных судах.  Maritime NZ приводит статистику несчастных случаев с членами экипажей промысловых рыболовных судов:

-28% получают травмы каждый год (данные исследования Neilson  за 2014 год)
-34% засыпали за штурвалом (данные исследования усталости экипажей рыбопромыслового флота за 2018,  Maritime NZ)
-42% принимали неверное решение (данные исследования усталости экипажей рыбопромыслового флота за 2018,  Maritime NZ)
-52% испытывали перепады настроения (данные исследования усталости экипажей рыбопромыслового флота за 2018,  Maritime NZ)
-61% респондентов указали, что им приходилось работать в состоянии сильной усталости (данные исследования Neilson  за 2014 год)

В июне прошлого года   Maritime NZ и рыболовная отрасль приступили к работе над совместной кампанией по безопасности под названием “Safe crews fish more” («У защищенного экипажа улов больше»), которая рассчитана на три года. Её цель — сократить травматизм, при этом устранение проблемы усталости является одним из ключевых направлений работы этой кампании. 

По материалам Информационнрого бюллетеня ЦИА РПСМ (г.Новороссийск) и РMaritime-executive.com

 

03.09.2018