Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ЗА БОРТОМ

Морская общественность России волнуется, еще в конце года на сайте министерства транспорта появился проект «Положения о дипломировании членов экипажей морских судов», который до этого долго обсуждался в кулуарах. Моряки считают, что обретение документом официального статуса не приведет ни к чему, кроме проблем в отрасли и смежных с ней областях. Настоящее возмущение вызвал пункт о том, что судоводители со средне-специальным образованием получат право работать только на судах прибрежного плавания, а механикам, не окончившим вуз, на флотских командных должностях вообще не будет места. С просьбой прокомментировать грядущее нововведение корреспондент «РГ» обратился к морякам, судовладельцам и представителям специальных учебных заведений. Практически все они сходятся во мнении, что решение повлечет за собой «запрет на профессию».
 
- С флота, откровенно и без сожаления, будет выброшен целый ряд людей, который трудом, а не дипломом доказал свою состоятельность, - говорит главный механик ледокола «Красин». - У нас и так не хватает специалистов. Кто будет работать? Система среднего специального образования предполагала, что человек может прийти на флот, поработать, убедиться, его это или нет. И, если нет - вовремя уйти.
 Представьте - люди после шести лет обучения приходят и понимают, что ошиблись с выбором. Жизнь показывает, что уходит около половины. Так кто же от этого в выигрыше? Точно не флот, и точно не государство, которому предстоит нести дополнительные затраты на обучение в вузах. С этой точкой зрения согласен директор департамента крюинга (набора экипажа) Дальневосточного морского пароходства Виктор Макаров:
 
- В нашем пароходстве около четверти моряков командного состава - почти 300 человек, - имеют среднее специальное образование. Что значит лишиться 300 специалистов, причем отличных? Для флота не всегда важен диплом вуза, гораздо важнее любовь к профессии и навыки, приобретаемые моряком у опытных наставников. В Дальневосточном морском пароходстве четверть командного состава имеет средне-специальное образование По мнению Макарова, систему образования логичнее было бы сделать трехуровневой: начальное профессиональное, средне-специальное и высшее. Она предусматривала бы занятие различных должностей на судне - рядовой, младший, средний и старший командный состав. Это, считает директор департамента, было бы эффективнее, чем применять запретительные меры.
 
- Я работаю в европейской судоходной компании, где трудятся люди разных национальностей - марокканцы, голландцы, филиппинцы... Людей с высшим образованием среди них не так уж и много. И нельзя сказать, что это как-то отражается на качестве работы. Поскольку параллельно я преподаю ряд судоводительских дисциплин в морском техникуме, мне интересен уровень базовых знаний, которые получают работающие рядом со мной. Я считаю, что он достаточен. Те, кому не хватает образования, идут учиться дальше, часто получая не только высшее морское образование. Очень много коллег-капитанов, окончили еще и юридические, экономические вузы, - говорит капитан дальнего плавания, преподаватель безопасности мореплавания в техникуме Татьяна Суханова. Руководители средних учебных заведений считают, что проект документа является губительным для мореходных училищ и техникумов.
 
- Курсанты, которые могли бы поступить к нам, задумываются, а нужен ли им такой диплом. Это напоминает мне ситуацию 10-15-летней давности, в результате которой на грань выживания были поставлены учебные заведения, готовящие рядовых рабочих. В итоге мы столкнулись с тем, что стране не хватает токарей, сварщиков, фрезеровщиков. Я понимаю, что принятие положения о дипломировании ставит основной задачей усиление безопасности мореплавания, безаварийности флота. Но разве эти вопросы в прибрежной зоне и неограниченных районах плавания различны? - говорит директор Владивостокского мореходного техникума Владимир Манько. Между тем Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) развернул кампанию против принятия «Положения о дипломировании членов экипажей морских судов».
 
- Законопроект, который представил Минтранс, не поддается никакой логике, - считает председатель Дальневосточного регионального отделения РПСМ Николай Суханов. - То, что мы видим, является грубейшим нарушением прав моряков. Мы намерены предать огласке нынешнюю ситуацию и поставить в известность моряков о том, что Минтранс хочет лишить их права на труд.
 
«rg.ru»
 

02.04.2012