Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

Зарплата - действие непреодолимой силы.

 История «тришкина кафтана».
 
Осенью прошлого года, в профсоюз пришли моряки с «Санни Джейн», списавшиеся без зарплаты. Судебное слушание затянулось до мая, а потом было отложено на неопределенный срок исключительно по вине пострадавших. Дело в том, что они оказались людьми, мягко говоря, подозрительными. Когда судебный арест «Санни Джейн», стоявшей тогда в Калининграде, не состоялся в срок «как в приличных странах, на Западе», моряки в своих сомнениях укрепились. Решили вести свое дело в суде самостоятельно. То есть, прихватили иск, составленный юристом профсоюза, однако  доказательства приобщили какие-то «свои».
Конечно, смешно, когда в суде против одной и той же компании выступают две разные стороны. Главное, такого у нас еще не бывало.
 
В результате «солидарности» … По сути иска, подготовленного профсоюзом,  «привязка» к ответчику получалась в Калининграде, (по месту нахождения представительства судовладельца). А по смыслу доказательств, предъявленных «сам-себе-адвокатами», ответчик находится где-то в офшоре и за бугром. Суд внял просьбам трудящихся и постановил: привлечь в качестве ответчика неизвестного забугорного анонима. Для чего морякам следует обеспечить перевод всей своей документации на английский язык и переслать в адрес иностранного ответчика. Со своей стороны суд также примет меры об оповещении иностранного ответчика насчет претензий, имеющихся к нему в Калининграде.
Это значит, что  следующее заседание суда состоится, неизвестно когда. И означает, что судебного решения – обоснования на арест судна – в ближайшее время не ожидается.
 
На фоне такой «правозащиты» произошли следующие события.
В апреле, при заходе в Калининград, отказался разгружать трюма экипаж «Карат Рифер» с мотивировкой: «задолженность по зарплате за полтора рейса». И тут же отказался отплывать из Лас-Пальмаса в бесплатный рейс экипаж «Санни Джейн».
Долго ли коротко, но деньги  нашлись и для тех, и для других.
Правда, часть экипажа «Карата» была рассчитана не полностью. Зато моряки продолжают удерживать судно (в качестве залога-гарантии), причем на основе договора, подписанного профсоюзом, гражданином РФ Владимиром Виноградовым, признавшим себя судовладельцем и свидетелями со стороны экипажа.
 
Всё это время никаких известий не было с борта «Алексы». В январе пароход покинул Калининград и скрылся где-то в районе Фарерских островов (Дания). На днях выяснилось, что часть экипажа, списавшаяся - по старой традиции - без денег на берегу  уже полгода. А некоторые, и девять месяцев. Что делать? Ясное дело, обращаться в суд и  обеспечивать решение об аресте. Ведь иски по зарплате относятся к категории так называемого «морского требования», они могут быть исполнены в любом порту и, главное, следуют за конкретным судном без разницы, кто там новый собственник.
Однако суд – дело долгое. Поэтому экипаж «Алексы» предъявил ультиматум судовладельцу с требованием погасить задолженность в общей сумме 200 000 долларов США. Причем, сюда включена зарплата тех моряков, которые списались с судна раньше.
 
Совсем другое дело получается! Пароход никуда не уйдет, пока общий долг перед экипажем не будет выплачен. Правда, при таком раскладе график погашения задолженности, составленный в представительстве судовладельца (ПО «Нептун», Калининград) с учетом интереса тех моряков, в разное время списавшихся с трех судов, этот график можно выкинуть в форточку.
Поэтому недоплаченным морякам следует искать компетентного адвоката и самостоятельно обращаться в суд. Подчеркиваю, самостоятельно.
 
Вместе с тем, по нашему мнению, история с «тришкиным кафтаном» слишком уж затянулась. Такое впечатление, что мы снова вернулись в середину девяностых годов, эпоху массовых неплатежей, произвола работодателя и стихийных бунтов.
Российский закон может поставить точку в этом деле. Ведь наше законодательство предусматривает уголовную ответственность за невыплату зарплаты в срок свыше двух месяцев. Причем статья УК РФ 145 работает даже в Калининграде.
 
«Виновен, если установлен умысел».
 
Прокуратура Октябрьского района подготовила обвинительное заключение по обвинению однофамильца нашего судовладельца, тоже Виноградова, но не Владимира, а Федора.
Федор обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.145.1 УК РФ. Суть дела такова.  ООО «Звезда Балтики», распоряжаясь траулером с одноименным названием, управляло успешно работающим судном  два с половиной года.
 
В водах Мавритании траулер выловил, а компания продала примерно 5 тысяч тонн мороженой рыбы и 200 тонн рыбной муки. Причем 80 членов экипажа два с половиной года не получали ни копейки.
Зато руководство компании приобрело в собственность еще одно судно, «Ранд-1»: экипаж полтора года совершал бесплатные рейсы, и судно было арестовано по иску профсоюза в Калининграде. По материалам следствия, всё это время руководство компании также выплачивало заработную плату себе и другим учредителям.
Таким образом, прокуратура установила, что «руководство» фирмы задерживало зарплату умышленно и неоправданно, имея все возможности расплатиться.
 
К чему это привело …. Матрос Александр Синебок, проработавший 9 месяцев на борту «Звезды» бесплатно, через месяц после возвращения домой покончил жизнь самоубийством.
Обвинительное   заключение, подготовленное прокуратурой,  на днях будет представлено в суд со следующими вещественными доказательствами: 20 папок-сегрегаторов и 41 денежный чек.
 
А вот случай с Дальнего Востока. Вступил в законную силу приговор мирового судьи 8-го участка по Невельскому району Сахалинской области, которым руководитель ООО «Фиг Кэн Ко Лтд» Станислав Мальчевский признан виновным в невыплате из корыстной и иной личной заинтересованности  свыше 2-х месяцев заработной платы работникам. Установлено, что он в нарушение требований трудового законодательства с марта по ноябрь 2005 года не выплачивал зарплату 13 членам экипажа СРТ «Лазер», имея реальную возможность делать это. Общая задолженность составила 380 тысяч рублей. Между тем, Мальчевский ежемесячно сам получал вознаграждение за труд. В ходе предварительного следствия Невельской городской прокуратурой Мальчевскому инкриминировалось совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 145-1 УК РФ. В судебном заседании Мальчевский признал себя виновным перед работниками и в ходе расследования погасил образовавшуюся задолженность. Суд согласился с позицией прокурора и нашел вину подсудимого доказанной, юридическую квалификацию содеянного Мальчевским, правильной. Учтя смягчающие вину обстоятельства, суд назначил Мальческому наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Вывод ясен: закон работает, но статья применяется лишь в случае доказательств «наличия умысла». Флотилия В. Виноградова – оффшорная, вся документация – в сейфах за бугром, поэтому применить к нему российский УК – проблема. Реальная, или нет, решать нашей прокуратуре.
 
Морякам же следует помнить старое доброе правило: без зарплаты с борта не уходить. И сделать такой вывод: «Судоходство приводится в движение такими стимулами как низкие расходы на рабочую силу, которые толкают любую компанию к глобализации цепочки поставок и доступу к источникам более дешевой силы. Суда все больше и больше комплектуются экипажами со всего света, причем все они имеют разные уровни подготовки по управлению безопасностью и аварийными ситуациями. Так как возросло давление укомплектовывать суда дешевыми экипажами, большое число социальных явлений – низкий уровень заработной платы, медицинского обслуживания, «временный кабальный труд», занесение в черный список, агентские сборы, брошенные экипажи, судебное преследование – стали обычным делом» - это из передовицы международного вестника «Трейд Виндз», обозревающей дела в мировом судоходстве.
Дешевые экипажи остались лишь в России и других странах СНГ. Полякам и прибалтам платят уже по ставкам Евросоюза. Впрочем, и у моряков, граждан стран ЕС, не всё всегда в порядке.
Например, норвежская компания «СТАРГАЗ» несколько лет нанимала латвийских моряков исключительно по международным ставкам. Поэтому, когда на ее флоте начались списания работников без выплаты расчета, беспокойства поначалу не было.
 
Внезапно такая система стала традицией.
Компания обещала морякам, что они могут списываться с судна, а зарплата будет переведена на их счета. Расчет проходил спустя год и то после вмешательства профсоюза и череды судебных процессов.
Наконец, Между “STARGAS” и МФТ было заключено соглашение о выплате зарплаты в соответствии с предъявленными на то время претензиями моряков. Оно предусматривало, что раз в месяц компания будет перечислять деньги МФТ, а та, в свою очередь, будет рассчитываться с моряками. Таким образом, часть моряков получила свою заработную плату, а часть – лишь аванс. Бывали случаи, когда делались заведомо неверные денежные перечисления, а средства затем возвращались в компанию. “STARGAS”, таким образом, демонстрировала профсоюзу и МФТ свои добрые намерения об уплате долгов, а моряки оказывались без гроша в кармане.   
По мнению Латвийского профсоюза мореходов, предоставившего нам эту информацию, рекомендация будет одна: морякам не покидать судно, пока компания полностью не рассчитается с ними.
 
Вадим Мамонтов,
Председатель Совета КР(Т)ОО РПСМ
 

16.06.2006