Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ЖЕНЩИНЫ ИДУТ НА ПАЛУБУ

Автор: Куганиджа  Куганесваран (Kuganiga Kuganeswaran)

На этой неделе я узнала, что 2% моряков  - это женщины, которые, в большинстве своём,   заняты в круизном секторе. Обнаружив такую шокирующую статистику, мне захотелось выяснить причину, и что это значит как для  женщин-моряков, так и будущего международного морского судоходства.

Я побеседовала  с  доктором Кейт Пайк (Dr Kate Pike) из Университета Саутгемптон  Солент, руководителем  проекта «Вопросы гендерного равенства  и  прав женщин  в многокультурных экипажах» («Gender, Empowerment and Multicultural Crews»), ориентированного на моряков торгового флота. В проекте  рассматриваются гендерные вопросы на борту  судна в контексте многокультурного экипажа. Исследование  и  итоги  работы направлены на  разработку  инструментов для  расширения прав и   возможностей женщин,  и оказание им поддержки в  индустрии. В ходе исследования  были опрошены  моряки из Китая, Нигерии и Великобритании. В Китае 17% респондентов  сказали,  что они слышали о проблемах  работы  на судне  в составе поликультурного экипажа. В опросе приняли участие,  как  мужчины, так и женщины.  В Нигерии, дискриминация названа  главной проблемой, с которой  сталкиваются  женщины-моряки.  Считалось,  что права некоторых  моряков «могут  ущемляться  из-за  предвзятости членов экипажа по гендерному признаку. В Великобритании,  перед плавательной практикой кадетам был  задан следующий вопрос:  «Какая, по вашему мнению,  самая большая  проблема, с которой  могут столкнуться женщины, находясь на  судне?». Из 52 ответов, полученных от британских кадетов, 19% сказали о сексуальном притеснении, 12% - о сексизме и 8% - об одиночестве, изолированности  и сегрегации. После  своего пребывания в море,  сексуальные притеснения  стали реальностью, о чём  рассказали 16% опрошенных. О сексизме  сообщили  9% участников  опроса, а о дискриминации  по признаку пола — 6%.  Конструктивные проблемы, стоящие за низким уровнем представительства женщин в индустрии,  отчасти являются традицией, но также  связаны  с отсутствием  знаний  о карьерном росте   женщин в отрасли. Кроме того,  участие женщины  в молодом возрасте в таких дисциплинах, как наука, технологии, машиностроение  и математика,  лишено поддержки.  Как правило,  на школьных ярмарках среди молодёжи  не рассказывается о судоходстве как о  возможном выборе (будущей профессии), отмечает  доктор Пайк.  В большинстве случаев, до университетского уровня  о профессии моряка ничего не говорится, но к тому времени это делать уже поздно, так как молодые люди, в основном,  сделали свой  выбор.  К счастью,  ситуация начинает постепенно меняться. Так, кампания «Профессия морских послов» («Careers at Sea Ambassadors») насчитывает свыше 310 добровольцев, которые посещают школы  и ярмарки вакансий для распространения информации о карьере  в морском торговом флоте. В Международной морской организации действует проект «Морской посол» («Maritime Ambassador Scheme»), участники которого могут  различными способами выступить в поддержку морских профессий, в том числе посещая местные школы.  Надеемся, что  программы  популяризации и  ученичества вселят в женщин уверенность  стать частью индустрии, а вдохновлённая такими проектами  молодёжь присоединяться к отрасли.  Не исключено, что  будущее поколение, которое ожидает распространения равенства, не столкнется с  предвзятостью, как по гендерному,  так и по  любому  другому признаку.  Между тем, по словам Пайк, у  судоходных компаний  должна быть стратегия по эффективному  преодолению дискриминации любого рода.  Около 80% экипажей — это  многонациональные судовые команды, говорит Пайк.  Дискриминация  внутри  таких экипажей  может произойти   в силу культурных различий или проблем в общении. Единственным способом преодолеть данную проблему  может  стать смешанный экипаж.  Ряд компаний нанимают представителей только тех национальностей, которые  находят общий язык между  собой.  Хотя,  для  меня  это  больше напоминает желание избежать решение острого вопроса,  вместо  обмена мнениями  и предупреждения, в первую очередь,   случаев  дискриминации.

Менторство  - это эффективный, с точки зрения затрат,  способ оказать поддержку как мужчинам, так и женщинам, которые могут быть уязвимы в силу  своего меньшинства,  и которые могут  опасаться  сообщить о каких-либо проблемах из-за иерархического характера отношений  на судне. Наличие наставника означает,  что человек знает что, есть тот, кто его выслушает.  Кроме того, Морская академия Уорсоша, по мере возможности, старается, чтобы  в море отправлялись  по два кадета вместе, тем самым они не  будут предоставлены сами себе   и между ними установятся товарищеские отношения. Как сообщает доктор Пайк, примеры, когда женщины, желающие  стать матерью или у которых нет детей,  оставляют мореплавание и переходят на берег, не так редки. Причина в том, что  они не хотят надолго разлучаться с домом.  Тем не менее, на Филиппинах прародители  могут присматривать за детьми, пока женщина находятся в море. Компаниям следует принять во внимание семейные обстоятельства  всего  экипажа,  и в особенности женщин, которые  могут захотеть  стать матерью. Помимо прочего, судовые операторы  и менеджеры  должны учесть физические и медицинские потребности экипажа. Согласно недавнему «Опросу о состоянии здоровья  и благосостоянии женщин-моряков», в котором приняли участие 595 представительниц, 47% респондентов   назвали боли в суставах и спине, а также стресс/депрессию/тревогу  в качестве двух  основных проблем со здоровьем.  Самое большое препятствие, которое мешает  женщинам-морякам  получить доступ к медицинскому обслуживанию в период нахождения  в море — отсутствие конфиденциальности. Свыше  половины опрошенных  указали, что они приветствуют профилактический  осмотр на   борту судна.

Данное исследование  является  совместной инициативой Международной морской ассоциации здравоохранения, Международной сети помощи морякам, проведённое при поддержке  Международной федерации работников  транспорта  и объединения «Больницы для  моряков». Для продуктивной работы  над сообщениями о дискриминации или притеснении,  важное значение  играет подготовка  старших офицеров. Прежде  на судах было мало женщин,  и они потрясены тем, что должны  работать  с вопросами подобного рода при их возникновении. Надлежащая подготовка означает,  что  всякое сообщение   будет оперативно и эффективно проработано.  По словам доктора Пайк, индустрия постепенно  преображается, но, как и прежде, предстоит  пройти долгий путь прежде, чем будут достигнуты  рекомендации ООН о соотношении 50/50 в гендерном представительстве на судне. «Из исследования мы узнали, что индустрия, как никогда,  восприимчива к изменению в культуре,  и это касается гендерного отношения на судне, что очень положительно и многообещающе». Если  предпринять меры к созданию условий  для  выбора женщинами  морской профессии,  и к тому, чтобы  они не  были вытеснены  на берег или вовсе из отрасли,  то  могут  произойти значительные перемены.

Может ли  экипаж, полностью состоящий из женщин,  стать ответом на вопрос? Могут ли они (женщины) завоевать индустрию и привести её к обещанной территории равенства?

По материалам Информационного бюллетеня РПСМ и «Lloydslist.com» 

12.07.2017