Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

«НАС ЗАВТРА УГОНЯЮТ НА ОСТРОВ САХАЛИН»

Второй год подряд на берегах седой Балтики наблюдается одна и та же картина. Калининградские рыбаки при содействии разных крюингов массово попадают на флот хитрой компании с Сахалина.

Где-то она называется «Парус», где-то «Альбакор Прим», а где и «Примрыбфлот». В оперативном использовании – шаланды под флагом РФ, полные проблем. Их названия «Парус», «Солярис», шхуна «Сокол» и траулер «Надир», а также знаменитые «Н.Касаткин» и «П.Копытин».

Двое последних бастовали прямо на промысле и на разгрузке, от Баренцева моря до Северного, заканчивая отказом выгружать мороженого краба. Даже с использованием такого силового метода и «копытинцы», и «касаткинцы» получили примерно три четверти того, на что рассчитывали. Но хоть получили.

Экипажи других судов – интересно, что, когда с борта без денег уходят одни, им на смену с надеждами приходят другие – получают примерно четверть от обещанного.


Потому что имеются два типа трудовых договоров. По первому, безукоризненно отвечающему требованиям законодательства РФ (особенно после вмешательства Калининградской организации РПСМ, которая дотянулась до сахалинской Гострудинспекции) указан рублёвый заработок от 10-ти до 20-ти тысяч рублей. Таков ежемесячный заработок за двенадцатичасовой труд на промысле краба в норвежской зоне Баренцева моря.

Он выплачивается, но если обещать только его, где взять дурней на такие условия? 

А рыбаки у нас умные, и имеют ещё и другой трудовой договор, заключенный с компанией из Гонконга (в качестве представителя дамочка по кличке Анастасия). И вот на этой бумаге на смутных условиях возникает цифра примерно в полторы тысячи баксов матросу в месяц.

В начале сахалинской эпопеи эти деньги приходили на личные счета моряков, имея отправителем гонконгский банк и, по сути, подтверждая обещанный размер заработка.

В январе прошлого года такое подтверждение «выстрелило» в калининградском суде, обеспечив зарплату для трех, примерно, экипажей, которых Калининградская организация РПСМ защищала бесплатно. Разумеется, люди, получив своё, даже спасибо не сказали. Однако у правозащитников есть правило: «Мы защищаем универсальные права, а не конкретных жертв».

И после такого «выстрела» инвалютный заработок стал поступать иным путём. На банковский счет частного лица, вроде как агента-нанимателя, а тот раздавал баксы родственникам налом и без росписи (история экипажа «Сокол», не получившего половину).

Полная история этой компании со всей подноготной давным-давно изложена на нашем сайте (статьи "Траулер "Потёмкин""Батсфьорд - пиратская деревня" (часть 1), "Батсфьорд - пиратская деревня" (часть 2), "Белеет "Парус" злополучный""Встал Ильич, развёл руками", "Воз взял, да и сдвинулся с места", "В пятый раз на те же грабли")

Казалось бы, перед рейсом-то «погугли» и обретешь истину, и она сделает тебя свободным…

Можешь и не гуглить, как, например, экипаж «Соляриса», который пришёл к нам на прошлой неделе навести справки, узнал, что ничего хорошего ему не светит, но дружно отправился на автобусе из Калининграда в Лиепаю на приёмку судна.

Причём без контрактов. Дальнейшее развитие? Хмурым мартовским утром инспектор из Риги Норберт Петровскис звонит в Калининград и спрашивает, чем мы можем помочь «вашим же рыбакам на судне под вашим флагом».

Вопрос, конечно, интересный. Все предыдущие попытки обратить внимание компетентных органов РФ на практику «сахалинского пула» особо ничем не закончились. На Сахалине их заставили причесать контракты и оштрафовали тыщ на двадцать рублей. Прикрыть деятельность крюингов? Но ведь для трудоустройства под флаг РФ лицензия не требуется: нанимать на эти шаланды можно в каждой подворотне, тем более что наши люди особо не спрашивают, деньги суют всегда и готовы без контракта отправиться хоть к чёрту на рога.

Отсюда и всё то, что мы наблюдаем. Что тут можно поделать?

На запрос экипажа «Соляриса», недопонявшего в Калининграде, но заметно поумневшего по прибытию на судно, отвечаем: обращайтесь в Гострудинспекцию РФ, ведь флаг на судне российский, а сами бегите с судна домой. Вместо перегона судна в Юго-Восточную Азию, где не только деньги, но и здоровье оставишь. Кто послушался нашего совета, тот успел. А у других забрали загранпаспорта (а, может, загнали в трюм и поместили в клетку), и таким рекомендовано бежать в полицию порта. Пока не поздно.

Увы, весь этот бедлам на грани беспредела идёт себе и идёт в условиях ясной видимости и полной прозрачности. Сплошным потоком идут на Сахалин бедолаги, да ещё и деньги свои отдают.

Кто виноват? Государство, не представившее каждому из потерпевших круглосуточного сторожа? Да, оно, конечно, не обеспечило контроль за тем и за этим, но ты-то сам, любитель подлёдной рыбалки, куда ж ты на лыжах в марте катишь?

«Здравствуйте у меня большая проблема, попал на судно СОЛЯРИС на перегонку с Лиепая в Пусан пообещали золотые горы а как выяснилось тут договора липовые зарплата не соответствует я хочу списаться а Капитан нагло заставляет работать говорит что если я уйду с судна то я буду за свой счёт добираться до Калининграда и платить за неустойку стоянки судна, забрал у меня заграничный паспорт. Я как в тюрьме, что делать??? Помогите пожалуйста. Высылаю Вам копию липового договора на которых даже печати нет. Помогите пожалуйста списаться(я такой не один) судно на отходе экипаж Калининградский» - это послание от тех самых рыбаков, которым мы говорили не ходить, а они нам всё не верили, пока сами не увидели (орфография сохранена).

Если бы весь профсоюз сделать большой общественной приёмной, вынесенной на палубы и причалы с целью защитить и обогреть всех страждущих, то сразу вопрос – а на какие шиши? Если эти самые страждущие после обогрева и защиты даже чао не говорят, исчезая до следующего ЧП?

Мы не читаем мораль, а вслух рассуждаем, прилагая к рассказу фрагментики.


Вот такой, например.

Позвонил моряк, работавший на Дальнем Востоке, офицер с танкера «Кристал Норд», флаг РФ. Летом судно стояло у нас в порту с задранным трапом, пройти на борт мы не смогли, но по прошествии шести месяцев экипаж сам у нас нарисовался. С жалобой на невыплаченную зарплату в связи с банкротством судовладельца во Владивостоке. Это судовой офицер давил на жалость, солидарность и говорил, что состоит в РПСМ, вступил во Владивостоке и получил там помощь. Теперь, с частью зарплаты он вернулся в Калининград и требует того же от нас. Мол, если там морякам делают подарки, то здесь-то чего жмутся?

А теперь читайте ответ из Владивостока, города нашенского, из нашей инспекции: «Мы выбили ему зарплату за два месяца при условии вступления в профсоюз с обязанностью уплатить взносы. Компания оказалась банкротом, поэтому обеспечение зарплаты через конкурсного управляющего оказалось трудоёмкой процедурой. Зарплату мы обеспечили, а взносы не получили. Просьба разъяснить вашему моряку, что остальная зарплата зависла в Арбитражном суде, куда бесплатно юристы не ходят. Разъясните это вашему моряку, он чувак грамотный, раз сумел получить деньги нахаляву, не посчитал нужным достойно себя повести, а теперь ещё и пнуть норовит.
Жму вашу руку».

Не в деньгах дело, причем здесь деньги? Человек, ответивший нам, работает в морском профсоюзе с начала 90-х. В прошлом капитан, а в нынешнем – инспектор, автор нескольких популярных книг и двух учебников по морскому делу. В своей железной шкуре он не перегорит и не выгорит. А другие, из той же общественной приёмной на палубах и причалах, с ними и их принципами всякое может быть. 

Вадим Мамонтов  

13.03.2018