Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ЧЁРНЫЙ СПИСОК – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

 

Судовладельцы пугают моряков, а те - друг друга так называемым «чёрным списком». В международной терминологии практика составления списков неблагонадёжных, смутьянов, да и просто тех, кто по какой-то причине не нравится, именуется «блэклистингом» и традиционно запрещена. 

Запрещена  по причинам юридическим: согласно требованиям соответствующих конвенций МОТ (Международная Организация Труда), в частности, Международной Конвенции о Труде (MLC-2006), где прямо сказано, что, по завершении рейса, судовладелец лишь подтверждает трудовой стаж моряка в соответствующей должности и больше ничего. Никаких ремарок насчёт моральных, этических, или там нордических качеств – человеку просто выдаётся железная справка, не допускающая двусмысленных, произвольных толкований и позывов к клевете.

То есть, «чёрный список» запрещается ещё и по причинам морально-этическим, да и бизнес-интересам, наконец. Что мешает оклеветать моряка, который просто ищет лучшее место работы?

И, самое главное – практика блэклистинга абсолютно запрещена по правилам МФТ. «Абсолютно» значит, что крюинг – судовладелец, попавшийся на ведении «чёрного списка», автоматически попадает в соответствующий ITF Blacklist .

Но это была присказка. А вот сама сказка из газеты „Phillipine Daily Inquirer“:

Рудольфо был простым филлипинским моряком. Работая на сухогрузе „Aquila Victory“ (IMO 9238325, сейчас „Victory“, флаг Антигуа и Барбуда)  под Багамским флагом, он пожаловался на двойную бухгалтерию, и, заполнив бумаги, потребовал невыплаченную зарплату. Тут же угодил в «чёрный список»,  и с 90-го года  в каких-то его документах появилась отметка: «активист МФТ» (ITF activist). Несколько лет он был безработным, хотя  обращался более, чем в 60 крюинговых агенств.

 

История с Рудольфо и десятком других филиппинцев, качнувших свои права в начале 2000-х годов и образцово-показательно наказанных, вызвала широчайший резонанс. По улицам Манилы прошла манифестация инспектората МФТ, участников соответствующего семинара, тоже образцово-показательно устроенного в то в то время, в том месте.

Кстати, многое из того, что делали профсоюзы МФТ тогда с судоходными компаниями и крюингами, осталось за кадром.  А вот другой пример.

История приключилась с Диипаком Дивекаром на борту контейнеровоза “IBN Abdoun” (IMO 9232761, Германский Флаг Второго Регистра), который не пожелал пить воду, закупленную капитаном как питьевую. Тогда весь экипаж слёг с болью в животе. Диипак  пожаловался судовому оператору. Однако реакции не последовало и в оказании медпомощи ему тоже отказали.  Поэтому моряку пришлось списываться, то есть расторгать контракт, по своей инициативе. И долго добиваться компенсации от судовладельца „United Arab Shipping Company“ с помощью германского профсоюза Ver. di.  

В конце-концов он сумел отсудить полтора миллиона рупий (около 700 тыс. руб.). Но зато не смог найти работу – у крюингов и судоходных компаний он значился как „trouble maker“. И это – стандартная формулировка из типичного „блэклиста“, всё ещё имеющего хождение в некоторых судоходных компаниях.

Быть занесённым в такой список – всё равно, что быть заклеймённым «алой буквой А» перед судоходными компаниями и крюингами: ты  плаваешь в море безработицы и неуверенности в будущем.

На любом морском форуме можно найти регулярно обновляемую  тему «чёрный список» с жалобами моряков на трудности с поиском работы после списания с судна по состоянию здоровья, в результате травмы, за отказ экипажа отправляться в Сомали или за обращение в МФТ по каким-либо причинам.  

Практика „блэклистинга“ трудно доказуема и зачастую используется в качестве психологического оружия. Мол, «внесём тебя, горлопана, в какой-нибудь интернет, и будешь там висеть всем на потеху». И часто выясняется, что никто никого никуда не вносил, управление слухами это тоже оружие.

Тем не менее, в системе МФТ имеется целая база таких «записей»  - внесений конкретных моряков в «блэклисты» агентств по найму и судовладельцев, причём  некоторые реестры не счерпываются именем-фамилией, но дополнены фотографией и другой личной информацией.  Кстати, такая практика запрещена даже федеральным законодательством РФ («Закон о защите персональных данных»).

Поэтому, повторяем, МФТ ведёт свой список нарушителей Конвенции MLC – реестр нечистых крюингов и компаний-операторов свободно распространяется инспекторами МФТ, регулярно обновляется на специализированных сайтах и находится в открытом доступе.

Вместе с тем, никакого произвола, клеветы и прочего. Судовладелец, или крюинг попадает  в список лишь по причине доказанной и подтверждённой: систематическая невыплата зарплаты, хроническая двойная бухгалтерия, наплевательское отношение к нормам труда, отдыха и профсоюзного представительства.

Но ведение «чёрного списка» моряков – повод номер раз.

Автор: В. Мамонтов

 

27.03.2013