Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ООО «ДУБАЙСКИЕ ВОДОЛАЗЫ»

   Крюинг «Балтийская Морская Компания» (БМК), Калининград, посылает народ в проблемные компании. Проблемы всегда стандартные: задолженность по зарплате, нет денег на билет домой и неизвестно, кто теперь судовладелец и почему не при делах.

   Сначала была затянувшаяся агония с m/v “Antigone Z” (6924882-PAN), где несколько экипажей «попадали» один за другим.

  Потом случилась эпопея с банкротством “Naveiro Navigation” (Португалия). Два десятка экипажей застряли на арестованных судах, от Британии до Пиренейского полуострова. И полтора года люди, включая уехавших без зарплаты, воевали за положенное и обещанное.

   Экипажам помогли профсоюзы ITF. А крюинг-посредник, взимавший при трудоустройстве оплату каких-то услуг, смылся. Прикинулся  турагентством, которое столкнулось с форс-мажором, типа революции в Египте. Хотя в турбизнесе такие номера не катят, там лицензию отберут и по инстанциям затаскают. К сожалению, за деятельностью, связанной с трудоустройством граждан РФ за границу, госконтроля нет (все ресурсы ушли на таджиков и узбеков). Поэтому БМК продолжает, за счет граждан, посылать их мир посмотреть. Причем граждане считают, что едут на заработки, а на самом деле это путешествие, под названием «глазами российского моряка». А что без зарплаты, так в данном случае и не положено.

   Последний пример. При найме в экипаж буксира “Dios” (8820743-VCT), ребята из Калининграда и его окрестностей заплатили БМК примерно по 24 тыс. рублей каждый. Взамен обрели странный документ, типа контракта, но без подписи. И, по условиям договора, оказавшегося фактически путевкой с тяжелыми условиями отдыха,  действительно попали в компанию “Divers Maritime Contracting llc” (зарегистрирована в Объединенных Арабских Эмиратах, Дубай), в Африку, Габон, порт Owendo, на строительство Транс-Габонской магистрали.  Здесь буксир-толкач обеспечивал разные операции, народ работал, но, как и положено по условиям тура, бесплатно. По завершению 9-ти месячного приключения четверо моряков, включая капитана, без денег вернулись домой. И с середины лета пытаются восстановить какие-то трудовые права.

    На этом месте остановимся. Чтобы понять, а могут ли они быть у моряков на судне удобного флага, где коллективного договора нет, зато трудовые контракты находятся в юрисдикции Объединенных Арабских Эмиратов. Значит, русские моряки попали в рамки законодательства по шариату.

   Как известно, международные нормы о правах человека – это одно, а исламское законодательство – принципиально иное. «Принципиально» потому, что в ОАЭ не предусмотрены профсоюз и общественная активность (если она светская), правозащитная деятельность (если она тоже от мира сего) и религиозные миссии с интерклубами моряков. В источнике шариата о таких понятиях – ни гу-гу.

   Хотя, в общем смысле, нечто подобное там подразумевается. На сей счет богословы-комментаторы изящно излагают: «По Исламу, отношения между работниками и работодателями считаются братскими, то есть, с равной ответственностью и взаимными обязательствами. Как говорил Магомед, да будут ваши работники вам как братья и если Аллах вручил их вам, пусть даже они не мусульмане, обеспечьте их заботой, едой, одеждой и защитой, и помощью в том, чтобы они вынесли свое бремя.

   Со своей стороны, работники обязаны быть добросовестными, трудолюбивыми и честными» (комментарии Adnan Zulfigar, Radwa Elsaman).

   Исходя из такой декларации, можно сказать, что русские моряки свое сполна отработали. Судно на плаву и в эксплуатации, подряд на терминал действует, да и флотилия арабская в составе 4-х единиц  пополнилась землечерпалкой.

   Может, по причине расширения бизнеса администрация ООО «Дубайские водолазы» (в лице директора Majed Abusharar) притормозила исполнение обязательств по шариату.

   Ибо – ну, а чё такого-то? Вокруг чистые джунгли и никаких профсоюзов., Африка – дело темное, Восток – дело тонкое. Вдобавок в экипаже -  русские вперемешку с горемычными грузинами и знаете ли вы, как относятся к гастарбайтерам в Объединенных Арабских Эмиратах? Посмотрите фильм “Syriana” (2005, Stephen Gaghan), полистайте сводки со строек футбольных стадионов в Эмиратах, где гастарбайтерами поля удобряют.

   Хотя есть документ под названием Каирская Декларация о Правах Человека в Исламе, образца 1990 года, подписанный также ОАЭ: «Все работники имеют право на справедливую зарплату с расчетом без промедления».

   И специально для «дубайских водолазов» приводим комментарии богословов Ислама: «Магомет сказал, что работник должен получить зарплату вовремя и честно. Он сказал, что зарплата должна быть выплачена прежде, чем у работника высохнет пот».

   Но это если жить не по лжи. Если же по Ходже Насреддину, то остается тянуть резину, когда то ли ишак сдохнет, то ли морякам надоест ждать зарплату.

 

© Вадим Мамонтов

29.11.2013