Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ЗА ЧТО ВЗЯЛИ "НАЙДЁНОВА".

"Олег Найденов", IMO 8607309, флаг Россия, Сенегал

Сергей Елединов, инспектор МФТ в Дакаре: «Русские рыбаки  не сидят под стражей».

К сожалению, в нашей стране на указанную тему распространяется исключительно дезинформация.

Начиная с комиков из отдела общественных связей при Роскомрыболовства и заканчивая детской писательницей Ю. Латыниной. Версия у этих неравнодушных и озабоченных одна: заговор против страны и её бизнеса.

Причем заговорщики указаны такие. Начиная от Гринписа который почему-то распоряжается фрегатом ВМС «Ферло» и патрульной авиацией ВМС Франции (между прочим, именно эти самолеты с 2010 года фиксируют нарушение траулерами флага РФ правил рыболовства в зоне Сенегала. И перед Рождеством прошлого года именно французские летчики дважды запечатлели траулер «Найденов» с полным тралом на борту. Документы и фотографии, а также требование с указанием суммы штрафа еще перед Новым годом ушли из Дакара в Москву и Мурманск и до сих пор оставлены без ответа), и заканчивая Китаем.

Мол, «желтая флотилия» в составе шести крупнотоннажных траулеров тоже пасется в тех же водах и ничего? Значит, выводит Латынина, подтаскивая за шиворот к выводу насчет тех, кто заказал «Найденова», чья здесь собака порылась? С удовольствием, для её сведения уточняем.

Первое. На так называемых «китайских» судах удобного флага работают, как и на «Найденове», такие же граждане РФ, только из других регионов страны (Калининград, Владивосток). И открылся для наших этот сегментик на мировом рынке труда   уже лет как четырнадцать, вследствие приватизации рыбопромыслового флота РФ.  Второе - и самое интересное. Знаете ли вы, что китайская флотилия на самом деле принадлежит холдингу “Pacific Andes”, о котором вообще-то монографию можно написать, где красным отметить: эта самая госструктура из КНР сотрудничает  на договорных началах с Госкомрыболовством РФ, начиная с середины 90-х годов. Еще более интересно, что китайские суда с того времени получили право использовать флаг РФ (крупнейшая в мире плавбаза «Лафайетт», например, приписанная к порту Калининград, но не вылезающая из Тихого океана), а патриоты из Госкомрыболовства могут вписывать как бы «русские» суда в список национальных судовладельцев, имеющих право на вылов рыбы. И еще распинаться по телевизору про экспансию российских рыбопромышленников, ряды которых растут и ширятся.

А что на деле? А на самом деле Мировой Океан лишь по нашему телевизору ничей. В мировом бизнесе промышленного рыболовства он давно разделен на зоны, контролируемые так называемыми «региональными организациями рыбопромышленников», частью действующими под эгидой ООН, а частью, как в случае с Сенегалом, под надзором и контролем Евросоюза. Поэтому мы говорим Дакар, а подразумеваем – Брюссель и соответствующие правила, стандарты и согласованные квоты на вылов в зоне горемычной Африки. Ведь в случае исчерпания макрели вдоль побережья Сенегала (и далее везде) появятся такие же пиратские деревушки, что и вдоль Сомали. И кто будет кормить и обеспечивать?

Судовладелец из Мурманска и его лоббисты из Москвы?

К сожалению, начиная с эпохи промрыболовства СССР  в зоне Африки, особенности национальной рыбалки не изменились. Уже тогда, в африканской зоне траулеры флага СССР нещадно останавливались и даже обстреливались сторожевиками прибрежных государств. Пусть Латынина пишет свои сказочки, что тогда нас, супер-термоядерных, все боялись. А я был на борту «Тендры» в Мавританской зоне и наблюдал, как береговая охрана положила траулер «Дионис» в дрейф, под пулемет, потом извлекла из рубки капитана с судовым журналом и уволокла свою добычу в  направлении Сахары, курсом на яму с решеткой. Бедолага сидел там со всей документацией примерно месяц.

И можно сказать , «я вспоминаю все с начала»: брезент на борту судна, скрывающий номер и название. В сегодняшних кадрах с «Найденовым» такая деталь умиляет, как старая песня. А вот, новая песня. Теперь, когда каждый рыбак должен работать с включенной AIS (автоматическая идентификация координат судна извне), наши умельцы что делают? Сюжет из хроники браконьерства в Гвинейском заливе, где резвятся исключительно российские да исландские судовладельцы. Берем у аборигенов напрокат пирогу, майнаем в нее блок AIS с системой энергопитания и оставляем имитацию своего судна-браконьера в положенном месте. Сами идем с авоськой в место неположенное, закрываемся брезентом и берем свое и немного чужого. 

Между прочим, говорят, когда-то сомалийские пираты были мирными рыбаками. Когда же на суше началась война, в их море пришли нелегальные траулеры под всякими разными флагами. И причем здесь Гринпис?

Если уж упоминать этих ребятах, то в середине 90-х именно европейские филиалы Гринпис организовали кампанию против нелегальных поставок «русской трески», чем обломали бизнес европейским торговым сетям (LIDL, например), китайским посредникам и российским бизнесменам Баренцевого моря,  которых вообще-то должно было гораздо раньше и по долгу службы построить Госкомрыболовство.

Такой в общем расклад на фоне воплей о вселенском заговоре. Что же касается простых рыбаков, то профсоюзы всегда на их стороне. И, кстати, Председатель секции рыбаков МФТ Джон Уитлоу еще десять дней назад связался с властями Сенегала, после чего на траулере побывали различные миссии и организации.

Хотя, нынешней экипаж «Найденова» на судне недавно и домой, пока что, не собирается. Питьевая вода на борту никогда не заканчивалась, помощь продовольствием и медикаментами с самого начала оказана со стороны ВМС Сенегала.

Такая картина.

© Вадим Мамонтов

14.01.2014