Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

ЛУЧШЕ ВСЕГО, КОГДА ТЕБЯ «КИДАЮТ» В КИТАЙСКОМ ПОРТУ

Cлучай с т/х «САХАЛИН» (флаг Белиз, IMO 8325925). Этот старина-балкер, принадлежащий не просто греку, но еще и киприоту Х.Манолису (компания “Интерфлит», кипрская регистрация) засветился в российских СМИ слишком поздно: ситуация на борту была давным-давно под контролем. 
Судно было арестовано в п.Гонконг в январе с.г. по иску коммерческой фирмы, не получившей оплату за бункер. Уже тогда экипаж судна в составе 22-х человек (17 украинцев, пятеро россиян из того же Черноморского региона) не получал зарплату от шести до восьми месяцев. А тут еще и задержание судна, снова бесплатный месяц и, соответственно, пошла жалоба в местную ITF.
 
В начале марта на борт поднялась делегация в составе инспектора ITF в п.Гонконг Ясона Хонг и офицера – представителя морских властей, о, как!
 
И с самого начала государство порта – как это и полагается по самым новейшим международным требованиям Объединенной Морской Конвенции – приняло на себя ответственность за обеспечение достойных условий на борту судна под чужим флагом.
 
Оставляя за скобками методы, которыми КНР пытался уговорить фирму грека киприота, скажем главное: власти порта проинспектировали питание, проживание – и тут же за счет госбюджета КНР снабдили продовольствием, водой, топливом и оплатили каждому моряку «культмассовые издержки» из расчета 7 долларов в сутки.
 
А 8 марта Высокий Суд Гонконга зарегистрировал иск экипажа по зарплате, постановив о взыскании таковой со стоимости судна, обреченного к продаже с аукциона. Также за счет щедрого КНР – конечно, с условием удержания – экипажу «забукировали» авиабилеты до места проживания.
 
И как только это все закончилось, началось другое и более интересное.
 
Телевизор устами РенТВ заорал «Свободу российским морякам!» и принялся лечить свою аудиторию сказками про загадочный арест судна, о причинах которого никто из моряков ничего не знает, и безответный экипаж, прозябающий без света, воды и крошки риса. Такая вялотекущая пурга мела, слава Богу, недолго. Хотя и серьезно расстроила некоторых родственников и здорово напрягла инспекцию МФТ в Новороссийске, вынужденную отвечать на соответствующие запросы и даже требования.
Хотя причем тут МФТ? Судно без коллективного договора, моряки без профсоюзных карточек, но и при таком раскладе дело уже в суде и остается дожидаться зарплаты после возвращения домой.
 
Между прочим, крюинговое агентство из Новороссийска «Марин Шиппинг Сервис», комплектовавшее судно в его лучшие времена, то есть до перехода к последнему собственнику, вроде как предостерегало экипаж нынешний от дальнейших последствий, грозящих в лице мистера Х.Манолиса.
 
У этого типа всегда был один аргумент для инспекторов МФТ: «Твой договор не нужен никому, ни мне, ни морякам. Смотри, разве они на меня жалуются?».
 
Теперь они жалуются, вот только смотреть на это некому.
Кроме щедрых и отзывчивых граждан КНР, у которых, к сожалению, слишком маленькая страна.
 
Вадим Мамонтов
Инспектор ITF

11.04.2012