Калининградская региональная организация российского профсоюза моряков

«ЭТА ТЕРРИТОРИЯ ЗОВЁТСЯ АКВАТОРИЯ»

Новости местного порта читаются как сказка, где было у отца три сына, и самый недотёпа был калининградский порт (со всеми его четырьмя районами, от Балтийска до железного моста).

Смотрим на Гданьск, где прирост грузов в этом году 40%. Глядим на Клайпеду, где прирост 10%. При том, что каждый из них обрабатывает ежегодно под 50 млн т – кстати, российская Усть-Луга уже сделала 55 млн т с приростом на 10% - а калининградская доля в прошлом году составила 13 млн т.

Теперь грузооборот через порт Калининград упал, по некоторым позициям, на 40% (в среднем на 21%).

Самое печальное, что падение перевалки нефтепродуктов, за счёт которых последние годы и рисовалась хорошая статистика, составило 62% (чуть меньше, на 40%, просели паромные грузы).

В прошлом году через наш порт прошло примерно 14 млн т грузов – можно сравнить с цифрами вышеуказанных друзей-конкурентов. При этом, в этом году экспорт и импорт у нас упали более чем на треть.

А знаменитый белорусский транзит, который Калининграду обещали ещё со времён Маточкина, как шёл, так и идёт через порт Клайпеда – в структуре перевалки примерно треть грузов (химические и минудобрения) составляет белорусский экспорт.

Впрочем, белорусским сказкам предшествовали сказки про какой-то «иранский транзит», который, якобы, Аятолла планирует направить через Калининград в Западную Европу.

Ага, через скорбную нашу железнодорожную инфраструктуру на границе, мелководный (в сравнении с Гданьском и Клайпедой) морской канал и, опять же, скорбную инфраструктуру-логистику. Представьте себе количество фур, перевозящих контейнеры по улице Портовой. Или сплошняком следующие из Балтийска через Светлый – это в какие же сроки они чего-то куда-то доставят.

А теперь звучит сказка про новейший порт Калининград с объёмом перевалки 130 млн т грузов в год! Это взять и сложить воедино Гданьск, Клайпеду и Усть-Лугу? А они будут сидеть и глядеть на происходящее...

Печальная же истина, помимо злополучной геополитики, не только в том, что Калининградская область – маленький остров невезения на обочине Евросоюза и слишком далеко от РФ.

Имеется маленькая практическая проблема, и называется она дотации грузоотправителям, работающим через порт Калининград. Это мера единственно и может помочь исправить положение.

Но, судя по всему, за ней рисуется такая цифра, что Российской Федерации дешевле провести ещё парочку чемпионатов и построить нам несколько дворцов для каких-нибудь там съездов.

Иначе воз с железнодорожными тарифами не стоял бы там, где он находится с первых же дней появления нашего злополучного анклава.

И вот что интересно. Опять звучит сказка про очередной сказочный транзит. На сей раз из Китая, в названии звучат слова про «новый шёлковый путь» и предполагается, что у Китая для перевалки на Германию рентабельней Калининграда ничего нет.

Между тем, за последние примерно 15 лет у Евросоюза уже появился соответствующий порт-хаб для океанских балкеров с последующей перевалкой любого транзита на суда-фидеры с доставкой хоть в Петербург, хоть на причалы КМТП.

Эта хаб-втулка называется портом Гданьск с громадным контейнерным терминалом и способностью обрабатывать суда осадкой 17 м.

Для российского рынка и метрополии имеется Усть-Луга и питерский комплекс, к услугам батьки Лукашенко – Литва, либо Латвия, он их там нормально лбами сталкивает.

Лишний на таком пиру – наш калининградский порт-горемыка.

Вадим Мамонтов
 

11.11.2019